Развивающие занятия для детей 2–3 лет
У моей хорошей подруги Катюши есть доченька, которой совсем недавно исполнилось два года. Она очень любознательный и подвижный ребенок. Но из-за частых простуд детский сад малышка посещает с перерывами. Катя попросила меня: «Давай подумаем, как я могу восполнить этот временный пробел в развитии ребенка». На самом деле, если у малыша нет серьезных нарушений, которые скорректировать смогут только специалисты в этой области, то заниматься со своим чадом можно даже в домашних условиях. Для подобных занятий, не обязательно приобретать какие-то дорогие игрушки и новомодные развивающие приспособления. И, совсем не нужно выделять для обучения долгие часы занятий. Ведь время каждой мамы очень ценное, а заниматься с крохой реально даже во время работы по дому: на кухне или при уборке квартиры. Главное, безумно любить своего ребенка и точно знать, чего ты хочешь.
Для деток 2–3 лет очень важны обучающие игры. Ведь в это время у карапуза развивается речевой аппарат. И для того, чтобы он разнообразно выражал вслух свои мысли, ему необходим активный лексический запас. Чтобы малыш поднакопил этот запас слов, мама все свои действия и те действия, совершаемые в игре с чадом, должна произносить вслух. При озвучивании, старайтесь слова проговаривать четко и правильно. Общайтесь на доступном для него языке, избегая трудных по произношению и пониманию слов. Всегда вопросами выясняйте, насколько понимает малыш смысл сказанного вами. Чтобы заинтересовать его к общению, превратите все в игру и не забывайте кроху похваливать за, даже не значительные успехи. Для детей этого возраста будут интересны простенькие стишки, считалочки, а чтобы не просто развивать речь, а учить его думать и рассуждать, загадывайте стихи–загадки, желательно легкие по форме. Также надо применять занятия, которые помогут малышу правильно дышать, что в свою очередь научит разговаривать целыми предложениями и разовьет артикуляцию.
1. Надуть воздушный шарик
Это чадо делает с удовольствием, хотя у него не всегда получается. Но ведь важен не сам шарик, а ритмичные вдохи–выдохи.
2. Выдувание мыльных пузырей
Если помните, в нашем детстве были пластмассовые колбочки с мыльным раствором и палочкой с колечком на конце, через которое мы выдували пузыри. Ведь, правда, было забавно! Думаю, что и нашим малышам очень понравиться это занятие.
3. Подуй на теннисный шарик
На стол положите легкий шарик от настольного тенниса. Сядьте по разные стороны стола и дуйте по очереди на шарик, гоняя его друг к другу. Забавное занятие, вызывающее бурное веселье. И польза та же – ритмичное дыхательное упражнение.
Развитие логического мышления
Во-первых, где бы вы ни были с дитем, на прогулке или в песочнице, всегда считайте. Ступеньки, окошки на домах, троллейбусы, ворон и т.д. Математика развивает логику. Также играйте с ним при помощи игрушек и подручных бытовых приспособлений. Можно высыпать и перемешать разноцветные геометрические фигурки и складывать со своим карапузом квадрат к квадратику, маленький к маленькому, красненький к красненькому. При этом постоянно озвучивая и по многу раз повторяя: желтенький, зеленый, кружочек, квадратик. Такие игры развивают мышление, ребенок учится различать предметы по величине, цвету, форме, по высоте и ширине. Также фигурки можно разделить на две неравные кучки и говорить: «Ух, как тут много!», «А тут чуть - чуть, мало!».
Дайте малышу бумагу и карандаш и попробуйте нарисовать кружочек, квадратик. Вы также можете превратить в игру свою рутинную работу на кухне, замешивая тесто или моя посуду. Дайте малышу кусочек теста, и он с удовольствием будет лепить фигурки или на, просеянной муке пальчиком выводить показанную вами цифру. Предложите пересчитать кастрюли, вложить одна в другую по размеру и т.д. Выложите на стол вразброс предметы, которые подходят друг другу. Например, кастрюля и крышка, замок и ключик, тарелка и ложка и попросите ребенка сложить их попарно.
Игры на пальчиках
Развивая и тренируя пальчики, мы улучшаем моторику. Какие же игры для пальчиков можно придумать? Опять же окунемся в наше детство. Помните?!
- «Сорока, ворона, на печке сидела, деткам кашку варила» или «Ладушки, ладушки, где были, у бабушки»;
- имитируем пальчиками кошачьи коготки, приговаривая: «У кошечки на лапках есть маленькие царапки, цап–царап»;
- как–бы мнем руками тесто – тесто мнем, мнем, потом перекладываем виртуальный пирожок из ладошки в ладошку – пирожки печем;
- поднимаем указательный и средний пальцы вверх, как–бы ушки зайчика, шевелим ими, приговаривая: «Зайка маленький сидит и ушками шевелит»;
- переворачиваем ушки вниз, ставим на стол, и зайчик превращается в человечка. Шагаем пальчиками, приговаривая: «Большие ноги идут по дороге – Топ, Топ, а маленькие ножки бегут по дорожке – топ, топ, топ».
Слушаем природу
Прогулки с вашим чадом 2–3 лет не превращайте в ситуацию «дочка - в песочке, мама - на лавочке». Ходите с малышом по алее, слушайте природу, шелест листочков, рассматривайте ползущую вверх по стебельку цветка божью коровку или зеленую гусеницу. Все это сопровождайте словами: «Давай послушаем листик», «Смотри, как летает бабочка», «Ты слышишь, как поет птичка?», «Собачка лает, это она сыночка играть зовет».
Подводим черту под всем вышесказанным. Итак, что же в итоге должен уметь ребёнок 2–х лет?
Навыки в быту:
1. Самостоятельно кушает, держа ложку.
2. Моет руки, умывается.
3. Хорошо просится на горшок, старается, хотя и непродолжительно, контролировать свою физиологию.
4. Пытается натянуть на себя вещи, правда - обе ножки засовывает в одну штанину, а левый ботинок мостит на правую ногу, но делает все правильно и шапку, даже если задом наперед, но надевает на голову.
Социальные навыки:
1. Хорошо идет на контакт с детками, они у него вызывают живой интерес.
2. Когда слышит отказ на свое требование, выражает бурные эмоции плачем.
3. Плохо концентрирует длительное время внимание на чем–то одном.
4. Радуется при похвале.
Мышление и познание:
1. Разучивает простые танцевальные движения.
2. Складывает предметы один в другой, например матрешку.
3. Может сам собрать пирамидку, правда, не придерживаясь размерности.
4. Пытается подражать окружающим и это стремление надо направлять в нужное русло. Если просит веник – дайте, или вместе соберите разбросанные игрушки.
5. Раскручивает, закручивает.
К трем годам:
1. Запоминает и рассказывает небольшие стишки.
2. Знает и произносит свои фамилию и имена своих близких.
3. Связно и осмысленно отвечает на поставленные вопросы, ведет по теме диалог.
4. Превращается в почемучку.
5. Логически выстраивает цепочки «причина – следствие», если ночью был снегопад, то утром, конечно, все покрыто снегом.
6. Знает счет до пяти и показывает при помощи пальчиков результат, уверенно разбирается в цветовой гамме, различает фрукты и овощи.
У малыша уже хорошо развита мелкая моторика. Он из пластилина лепит шарики, при помощи мамы нанизывает на иголочку с ниточкой мелкие бусинки, легко собирает мелкие предметы, по типу горошек. Очень самостоятельно выполняет все бытовые навыки, сам пытается шнурки завязать, зубы почистить. Застегивает с удовольствием пуговицы. Если вы заметили за своим малышом отставание от показателей, не впадайте в панику. Педиатры заверяют, что каждый ребенок развивается индивидуально, а 2–3 летние дети – стремительно и скачками. Но, все же, для личного спокойствия, запишитесь на консультацию невролога, который определит и поможет своими рекомендациями вашему карапузику. Растите умненькими и сильными!