ИринаКа
2564 (1244)

Пуки, отрыжки, маты и эмотивный ребенок – правила выживания

Признаюсь сразу: после того, как Светлана_17 подняла эту тему, я была уверена, что основной посыл моей статьи будет в духе «Мамы, воспитывайте своих детей, чтобы другие от их поведения не страдали». Естественно, не без этого, но после прочтения нескольких интересных публикаций мое мнение несколько изменилось. Теперь я полностью согласна со Станиславом Ежи Лецем, автором цитаты-афоризма «Если не можешь изменить ситуацию – измени свое отношение к ней». Итак, ближе к делу.

Не все дети отличаются бойким характером и умением «держать удар», то есть, способностью ставить на место сверстников, которые ведут себя неподобающим образом. В учении о типологии характеров выделен один тип личности, который называется эмотивным. Раньше мне казалось, что эти люди слишком мягкие, обидчивые, ранимые, то есть эмотивность я считала своего рода недостатком. На самом деле, эмотивность – это прекрасное свойство характера, которое встречается крайне редко. Именно про таких людей говорят «человек тонкой душевной организации». Им дано видеть прекрасное в том, где обычный человек не заметит ничего. Эмотивы мягкосердечные, душевные, добрые, умеют сопереживать, сочувствовать, понимать внутренний мир другого человека. И это одновременно является их Ахиллесовой пятой.

Представьте себе ситуацию, когда девочке-эмотиву приходится ежедневно вращаться в среде одноклассников, которые позволяют себе материться, пускать отрыжки, плеваться и даже пукать! Другому ребенку, который регулярно слышит маты от взрослых, даже в голову не придет усмотреть в этом проблему. Подумаешь, обычная ситуация: не нравится ругань – не слушаю, а то и поучаствую. Для ребенка с тонкой душевной организацией такие ситуации оскорбительны, неприемлемы. Такое ощущение, что сам организм на подсознательном уровне отвергает даже вероятность принять эти ситуации. Самый красивый мальчик в классе, который матерится и отрыгивает, гордясь таким поведением, ни при каких обстоятельствах не может восприниматься, как объект для подражания. И пусть все остальные даже молятся на него, девочка-эмотив никогда с этим не смирится. Развязность и грубость – это табу. И вот на этом этапе и может возникнуть проблема. Я считаю, что родителям в такие ситуации вмешиваться не стоит. Во-первых, воспитать чужого ребенка не получится. Запугивание – это вообще наказуемое деяние, которое даже рассматривать не стоит. Во-вторых, участие родителей в отношениях, которые складываются в детском коллективе, могут навредить самому ребенку. Прослыть тютей или маменькиным сыночком в таких ситуациях очень просто. Выход один – учить ребенка адекватно реагировать на проявления невоспитанности со стороны других детей.

Огромное значение в этом плане имеет самооценка ребенка. Важно внушить ему, что он не хуже остальных, поэтому имеет право на собственное мнение. Произнести вслух фразу о собственном несогласии с подобным поведением одноклассников – это смелость. Я уверена, что детей, которые думают точно так же, гораздо больше, чем тех, кто ведет себя неподобающим образом. Ведь у нас, взрослых, аналогичные ситуации возникают часто. Вспомните хоть родительское собрание в саду или в школе? Все знакомы с проблемой, но молча слушают и кивают головами. Стоит одному смельчаку выразить протест, тут же находится группа поддержки.

Но вот так, «с места – в карьер» идти против большинства или лидеров-заводил страшновато, как ни крути. Можно помочь ребенку, подготовив его к словесному бою заранее. У всех детей школьного возраста есть какие-то кумиры, любимые актеры, певицы, спортсмены. Сможет ли матершинник-забияка аргументировать свое поведение тем, что его кумир ведет себя точно так же? Или пусть попробует назвать имя одного известного человека, который добился успеха, но при этом пукает в обществе других людей. Уверена, никто не сможет привести пример, потому что это действительно ненормально, неприемлемо и асоциально. А после первой словесной победы можно привести свои примеры – их масса. И пусть оппоненты вслух и не признают поражения, но без внимания такой поступок не оставят. Волей-неволей это заставит их задуматься. Конечно, возлагать большие надежды на резкие перемены не стоит, но пробовать надо.

Быстрый результат может дать включение ребенком режима «снежинка», то есть полное игнорирование невоспитанных одноклассников, но только в те моменты, когда они ведут себя по-хамски. Во время разговора специально пустили отрыжки? Ребенок прерывает разговор, разворачивается и уходит. Объяснение – «Не хочу, чтобы кто-то подумал, что если я сейчас с вами, то я такая же». Достойный ответ на дурацкие шутки, уверенная защита собственной позиции поможет ребенку сформировать собственную тактику поведения, а одноклассники со временем усвоят урок – хочешь, чтобы с тобой общались – веди себя адекватно.

Если ситуация серьезная, и ребенок сам не в состоянии решить проблему, можно обратиться за помощью к классному руководителю. Регулярно проводятся классные часы, а эта тема достаточно актуальная и вполне вписывается в рамки образовательного процесса. Необязательно сообщать имена обидчиков, взывать к совести, просить о соответствующем наказании. Если классный руководитель на своем месте, он найдет правильный подход к решению проблемы. В конце концов, дети, позволяющие себе вольности в виде нецензурной брани и поступков, которые считаются признаком отсутствия воспитания, такие же дети. Внимание, доброта и наглядные примеры, приведенные человеком, который является для них авторитетом, должны оказать должное воздействие.



16:49 23.10.2014ИринаКа
+1
+10
-1
  95
Комментарии

Старшая дочка в этом году перешла в новую школу, в новый класс, и её очень напрягает отношение одноклассников к учителям(особенно девочек), которые могут нахамить, накричать, громко разговаривать во время урока в то время, как учитель объясняет материал. Она считает такое поведение просто неприемлемым. Она поступает по-другому, поэтому преподаватели её сразу выделили и даже был случай, когда учитель музыки, которую вообще никто не слушается в классе, поставила пятерку за поведение. И тут мой ребёнок оказался меж двух огней: поступать, как одноклассники, она не хочет и не будет, но и вливаться в новый коллектив ей тоже надо. Что можете посоветовать?

Мне кажется, что надо держаться своей линии, но никогда не сдавать одноклассников. И для учителей хорошая, и для одноклассников безвредная. Ее же не заставляют присоединяться к школьным "вакханалиям"? А вообще это так сложно, быть не такой, как большинство, но частью коллектива...

У меня вот сын такой - эмотивный. Он в первом классе, приходит и жалуется, что детки шумят, не слушаются, что ему трудно в этом шуме( А дальше ведь больше, это 6-летки, а что будет в тинейджерами...

ИринаКа, огромное спасибо. Несколько раз перечитала статью. Очень на многое взглянула под другим углом. И, знаете? Мне что моя дочь рассказала на днях? Она сказала, что в столовой пересела от этой девочки Тани. Таня почуяла неладное и уточнила из-за чего. А моя Саша ответила "мне очень стыдно и неловко за тебя, лучше мне такое не наблюдать". Дочь интуитивно нашла выход. Эта Таня уже всю неделю как шелковая) Сашка говорит, что ее задели эти слова и больше никаких неприятностей.
Но я понимаю, что та девочка не просто так стала все это делать. Как оказалось на дне Рождения у Тани, ее мама когда подавала угощения, сама при детях отрыгнула. Я об этом уже узнала позже. Дети подсознательно копируют родителей.

Молодец ваша Саша, что так корректно и взросло повела себя в такой ситуации. Кстати, не меньше я восхищаюсь Таней. Все-таки она осознала, что ей сказала ваша дочь, а это знаете ли даже не каждому взрослому по плечу! К тому же раз там мама так себя ведет, то нет ничего удивительного, что девочка считала это нормой((