Полезные логопедические упражнения на каждый день
С логопедическими проблемами сталкивается едва ли не каждый родитель. В норме правильное произношение звуков ребенок должен освоить к четырем годам. На практике же у большинства детей встречаются различные проблемы развития речи. Исправить их вполне можно самостоятельно, делая с ребенком ежедневные логопедические упражнения. Если вы не знаете, как решить проблему, советую изучить приведенные упражнения в данной статье, которые в свое время помогли не только мне, но и моим подругам, скорректировать речь наших деток.
Польза упражнений
Если проблемы с произношением не связаны с заболеваниями ЦНС, они легко поддаются исправлению с помощью логопедических занятий. Их польза заключается в следующем:
- упражнения помогают поставить правильное произношение труднопроизносимых звуков;
- занятия позволяют исправить проблемы с неправильным проговариванием слов;
- упражнения развивают артикуляционные навыки, формируют красноречие, учат правильной постановке фраз;
- регулярные занятия укрепляют мышцы речевого аппарата.
В результате формируется четкая и внятная речь. Ребенок приобретает правильное речевое дыхание и развитый фонематический слух.
Как правильно заниматься
Упражнения помогут выработать дикцию, правильное произношение и устранить речевые проблемы.
Для получения положительного результата необходимо соблюдать основные правила:
- упражнения выполняют ежедневно с соблюдением временных промежутков;
- длительность одного занятия не должно превышать 30 минут;
- занятия проводят перед зеркалом;
- взрослый делает упражнения вместе с ребенком, акцентируя его внимание на правильной технике выполнения и постановке органов речевого аппарата.
Занятия строятся по принципу «от простого к сложному» с постепенным увеличением нагрузки на речевой аппарат.
Структура занятий
Работа включает в себя расслабление и укрепление мышц языка, формирование правильного дыхания, правильную постановку звуков.
Структура занятий включает:
- массаж воротниковой зоны, лицевых мышц, языка;
- гимнастику;
- непосредственно упражнения.
Массаж заключается в поглаживании, похлопывании, разминании мышц шеи, лица и губ. Для массажа языка используется зубная щетка или специальный логопедический зонд.
Гимнастика формирует артикуляционные навыки и тренирует дыхательный аппарат. Упражнения включают в себя работу с языком и губами.
Продолжительность и темп массажа и гимнастики постепенно увеличиваются, начиная от 2-3 минут в первое время, достигая 10-15 минут в последующие дни занятий.
Логопедические упражнения
Занятия проводятся в игровой форме для лучшего восприятия ребенком и должны сопровождаться стихотворениями, песнями, музыкой.
Постановка звуков
1. «Кто как кричит». Упражнение помогает корректировать произношение гласных звуков. Попросите ребенка имитировать голоса животных, акцентируя внимание на гласных звуках.
Например: «Как кричит коровка?» – «МУ-У-У!», «Что нам скажет ослик?» – «И-И-И-А-А» и т.д.
2. «Соревнование: А я могу лучше». Проговаривайте скороговорки, чистоговорки, несложные стихотворения и попросите ребенка повторить их с четким произношением каждого звука.
3. Постановка звука «Р». Упражнения строятся на имитации рычания животных, звучании мотора. Например: «Как рычит тигр?» – «Р-Р-Р», «Как гудит трактор?» – «Р-Р-Р» и т.п.
Другое упражнение называется «Кто быстрее». Ребенок повторяет за взрослым, постепенно увеличивая скорость произношения: «РА-РА-АР-АР-РО-РО-ОР-ОР-РУ-РУ-УР-УР-РЫ-РЫ-ЫР-ЫР-РЭ-РЭ-ЭР-ЭР-РЯ-РЯ-ЯР-ЯР-РЁ-РЁ-ЁР-ЁР-РЮ-РЮ-ЮР-ЮР-РИ-РИ-ИР-ИР-РЕ-РЕ-ЕР-ЕР».
Укрепление мышц
1. «Мотор».
Наш мотор затарахтел,
Он натужно захрипел:
ТЫ-ДЫ-ТЫ-РЫ-ЛЫ-ФЫ
Дайте кружечку воды.
2. «Ферма».
«И-ГО-ГО» сказали кони,
«Кто пришел к нам на подворье?».
«Это гуси ГА-ГА-ГА,
Вместе с уткой КРЯ-КРЯ-КРЯ».
3. «Смешинка».
ОХ-ОХ-ОХ-ОХ
Мы рассыпали горох
ХИ-ХИ-ХИ-ХИ
В гости едут женихи
ХА-ХА-ХА-ХА
На столе стоит уха.
Во время занятий обязательно следят за дыханием и темпом речи. Нельзя торопиться, сбиваться, заменять звуки. Если ребенок отвлекается и быстро устает, советую уменьшить темп и продолжительность упражнений, впоследствии увеличивая нагрузку по мере адаптации малыша к урокам.