Noone
546 (331)

Лучшие игры для развития мелкой моторики у детей. Часть II. Занятия с детьми от 1,5 до 3 лет.

В первой части мы выяснили, что такое мелкая моторика и почему её так важно развивать с грудничкового возраста. И чем взрослее становится ребёнок, тем больше возможностей для занятий перед ним открывается. Однако детки быстро теряют интерес к однообразным упражнениям, поэтому у каждой мамы должны быть в запасе трюки, как заинтересовать малыша и привлечь к полезной игре.

Все мы знаем, как хороши для творческого и логического мышления такие замечательные занятия, как рисование, лепка, вырезание и аппликация, собирание мозаик и паззлов. Но кроме них существуют десятки оригинальных игр, целенаправленно тренирующих ловкость и точность мелких движений рук. Надеюсь, вы найдёте собранные здесь идеи полезными.

Игры с ложкой, как нетрудно догадаться, призваны не только развить ловкость рук, но и научить малыша кушать аккуратно. Можно выделить три уровня сложности упражнения. Наполните чашу небольшими предметами желательно разных форм и цветов (я использовала сосновые шишки и пластиковые яйца из киндер сюрпризов). Задача малыша – с помощью столовой ложки достать по одному предмету и переложить их в тарелку. Вторая ступень – выловить те же предметы ложкой из воды. Учтите, чем шире емкость с водой – тем сложнее будет это сделать. И, наконец, когда ваш малыш освоит первые два варианта, переходите к играм с сыпучими предметами (это может быть любая крупа или соль) и уменьшайте размер ложки. Как правило, пик интереса к такого рода занятиям наступает в возрасте двух лет. Помню, стоило мне только отвернуться, как дочка уже умудрялась дотянуться до сахарницы и начать перекладывать сахар в кружку. Зато у нас не было проблем с опрятностью за столом.

Следующая игра, которую я настоятельно советую попробовать в возрасте полутора лет – это рисование песком или манной крупой. Я предпочитаю именно второй вариант, так как малыши всё любят тестировать на вкус. Итак, насыпьте манную крупу тонким равномерным слоем на поднос или фоторамку размером А4 или больше. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по крупе. Начинайте с простых фигур – линий, кругов, спиралей и постепенно усложняйте задание. Со временем будут получаться целые картины с композицией и осмысленным сюжетом. Это занятие доставит крохе несказанное удовольствие.

Наклейки.

Пусть педагоги продолжают твердить, что вырезание и аппликация намного полезнее, но я как мама утверждаю, что наклейки могут сильно помочь в деле развития мелкой моторики. Во-первых, даже в два года детям не всегда можно доверить манипуляции с клеем и ножницами (даже безопасными), в то время как занятия с наклейками рекомендованы с полутора лет. Во-вторых, сейчас продаются обучающие книжки с многоразовыми наклейками, которые тренируют сообразительность и прослужат не меньше недели. Посмотрите, как ребёнок старательно отделяет наклейку от основы, примеряет, как её положить, или потом пытается подцепить ноготком, чтобы переклеить на новое место. Всё это вырабатывает усидчивость и точную координацию движений пальцев рук.

Моей дочери настолько нравится это занятие, что в нашей семье журналы с наклейками стали элементом поощрения, а также палочкой-выручалочкой, если надо, чтобы малыш забыл о родителях на целый час.

Бусы.

Нанизывание – одно из самых эффективных упражнений для тренировки концентрации внимания и зрительно-моторной координации. Не обязательно покупать в магазине специальный набор детских бус – всё равно ребёнок их быстро потеряет или утратит интерес. Я даю дочери обыкновенный шнурок с длинным острым носиком и, в зависимости от настроения, мы нанизываем макароны (я постоянно обновляю ассортимент), сухие завтраки в форме колечек, пуговицы, костяшки от поломанных счёт… Попасть кончиком шнурка в дырочку – весьма непростая задача для двухлетнего ребёнка, ведь приходится координировать правильный захват и взаимное расположение обеих рук, что укрепляет связи между полушариями мозга. Если у малыша сразу не получилось с макаронами, начинайте с маленьких сушек. Обещаю, вы быстро заметите прогресс у своего ребёнка.

Копилка.

Это невероятно полезная игрушка для тренировки пинцетного захвата. Малыши до полутора лет, как правило, берут предметы всей ладонью, так что все пять пальцев сходятся в одной точке. Более тонкое развитие этого навыка предполагает захват двумя пальцами – большим и указательным, остальные в процессе не участвуют. У моей дочери было небольшое отставание в этом вопросе, так что я купила для неё копилку (выбирайте небьющиеся варианты из дерева или пластмассы). В принципе копилку можно сделать самостоятельно из маленькой баночки от чипсов принглз, просто прорезав отверстие в крышке. Потом я из цветного картона вырезала несколько десятков всевозможных фигурок: круги, квадраты, треугольники, полоски. Дочке одинаково нравилось, как наполнять копилку фигурками, так и опустошать через отверстие снизу. Через пару месяцев таких игр у неё сформировался правильный пинцетный захват, заодно и фигуры выучили.

Конструктор из картона.

Этот тренажёр для детских пальчиков изготовить проще простого, а эффект превзойдёт все ваши ожидания. Вам потребуется плотный и жесткий картон, который сложно погнуть и порвать. Если под рукой ничего подобного нет, то, конечно, можно сделать конструктор хоть из коробки от детских сухих завтраков, но едва ли он переживёт две-три игровые сессии. Итак, нарезаете картон на квадратики и прямоугольники со сторонами 4-6 см, затем по краям или на углах делаете узкие V-образные вырезы на глубину 1,5 см. Готово! Покажите ребёнку, как соединять элементы между собой, и детская фантазия сделает всё остальное. Моя дочь быстро сообразила, как создавать замысловатые пространственные структуры, и в первый раз не выпускала конструктор из рук буквально весь день! Обязательно попробуйте это замечательное занятие, которое зажжет воображение, усилит креативное мышление и укрепит тонкую моторику вашего малыша.

Как видите, выбор вариантов для занятий с детьми очень велик, и вы непременно подберёте тот, что придётся по душе вашему ребёнку на каждом этапе взросления.



15:26 18.01.2015Noone
+1
+10
-1
  75
Комментарии

Мы тоже очень много играем в подобные игры. Всегда стараюсь найти что-то интересное.

Еще можно добавить лепку из пластилина или соленого теста. У меня до сих пор дочка(ей уже 7 лет) просит кусочек теста(когда я что-то пеку), чтобы полепить из него. На фотографии она слепила тортик, украсила его крышкой от бутылки и макаронами)), тут ей года три.

Мои тоже любят из теста лепить. Каждый день лепим ) Только если что не получается, сразу расстраиваются и бросают занятие. Прям не знаю, как с этим бороться ) Успокаиваю, уговариваю, но без толку. Может со временем пройдет )

Да в этом возрасте незаменим любой конструктор, идея бус тоже отличная, но в случае с усидчивым ребенком.

Это точно, с усидчивым. Мой постоянно говорит "я не умею" и побежал по своим делам, деловой епрст. Как заставить делать что-то более 10 минут - мне неизвестно пока.