ИринаКа
2564 (1244)

Как научить ребенка слушаться?

Какие ассоциации вызывает у вас слово «насилие»? Сомневаюсь, что в голову приходит хоть что-то положительное и приятное. А в действительности воспитание ребенка – это процесс, неразрывно связанный с насилием. Как научить ребенка слушать родителей, если он этого не хочет? Принудить, но так, чтобы малыш этого не почувствовал. В таком ракурсе насилие заключается в бесконфликтном включении детей в социум. Если с первых дней жизни малыша ненавязчиво и завуалированно заставлять его выполнять то, что сказал взрослый, то по отношению к взрослеющему ребенку таких усилий будет требоваться все меньше. Детей надо учить послушанию, но если делать это слишком рано, то ребенок может ничего не понять, если поздно – бешеное сопротивление гарантировано. В любом случае, насилия в смысле, описанном выше, не избежать. И главная цель состоит не в том, как научить ребенка уважать родителей, делать то, о чем просят, а в необходимости адаптации к законам, по которым живет общество.

Уже в годовалом возрасте каждая мама сталкивается с проблемой, заключающейся в том, как научить ребенка слову «нельзя», ведь начинающего ходить самостоятельно юного исследователя со всех сторон окружают опасные предметы. Не преувеличу, если скажу, что большинство ограничивается окриком «Нельзя!», «Не трогай!», «Не лезь!», не вдаваясь в подробности, чем это опасно, почему, к каким результатам может привести. Это удобно, в конце концов. Прикрикнула на ребенка, он прекратил делать то, что делал, и все! Запрет – и никакой головной боли и нервов. Но именно такой вид насилия и разрушает те хрупкие ниточки, соединяющие мир мамы и ребенка. Ребенок чувствует, что мама не довольна, расстроена, а виновником этого является он сам. И почему нельзя делать так? Малыш в растерянности, а в таком нежном возрасте очень легко сделать вывод о том, что мама не любит. Даже справедливые запреты не всегда воспринимаются ребенком спокойно. Что уж говорить о несправедливых обвинениях, запретах, укорах?

Границы и пределы

Для того чтобы ребенок проявлял послушание, он должен понимать, что делать можно, а какие поступки являются недопустимыми, то есть ему необходимо определить грани дозволенного. Казалось бы, границы – это, опять же, насилие и ограничения, но если ребенок не научится ухаживать за самим собой, нормально вести себя в коллективе сверстников и взрослых, не причинять никому вокруг вреда, то сможет ли он стать полноценным членом общества? Послушание, поддержание дисциплины – это необходимость, обусловленная требованиями социума и невозможная без участия родителей! Если с раннего детства малыш не слушается, то это обернется не только проблемами в детском саду и школе. Не исключена вероятность того, что он станет правонарушителем, ведь придерживаться общепринятых правил ему чуждо. Важно привить ему навыки, которые обязательно пригодятся в дальнейшем, а это касается и умения подавить собственное желание, если оно теоретически может стать причиной плохих последствий.

Как объяснить ребенку, что слушаться надо не потому, что так хочет мама, а потому, что это необходимо, в первую очередь, ему самому? Начать следует объяснения, что такое «хорошо» и «плохо». Конечно же, полное ограничение свободы малыша – это недопустимо. Кроме того. Каждое ограничение должно быть подкреплено доступным для понимания ребенка примером. К сожалению, невозможно отказаться и от полных запретов в определенных случаях. На первых порах слово «Нельзя!» должно сопровождаться объяснением, а в последующие разы малыш должен беспрекословно прекращать делать то, что делает, услышав от родителей запрещающее слово. Согласитесь, объяснять что-то ребенку, перебирающему руками поврежденные провода под напряжением, глупо. Немедленное послушание, четкое выполнение требования – это то, что от него требуется. Но запрет – это нечто единичное, исключительное, не зависящее от настроения родителей.

Кстати о настроении. Согласитесь, иногда мы настолько заняты или увлечены чем-либо, что реагировать на выходки ребенка просто некогда. В итоге малыш уясняет, что запрещенные вещи делать можно, потому что иногда «номер проходит». Любые двойные стандарты – это повод для непослушания.

Правила для родителей

Если хотите, чтобы ребенок вас слушался, необходимо и самим кое-что изменить в поведении. Во-первых, следует осознать, что ребенок – это ребенок, поэтому он не может сидеть тихо, молчать, не бегать и не прыгать. Такое поведение является абсолютно нормальным. Если крики и беготня никому не мешают, почему бы не побегать и не покричать? Но с случае, когда такое поведение неуместно, следует остановить расшалившегося малыша. Не ждите, что он успокоится, как по мановению волшебной палочки. И совсем не потому, что не хочет. Дело в том, что для переключения необходимо время. Процесс торможения протекает тем медленнее, чем младше ребенок. Грубое вмешательство в эти психические процессы чревато неврозами.

Любые, даже самые неприятные на первый взгляд, вещи и понятия можно доносить ребенку в приятной для него форме. Проще воспитывать послушание, давая ребенку указания, выполнение которых гарантирует приятный для него результат. К примеру, пусть выключит компьютер и пойдет выпьет сока. В результате и от гаджета «оторван», и удовольствие от вкусняшки получил. Наглядная демонстрация результатов непослушания – тоже эффективное средство. Повторили несколько раз, что горячий утюг пальцем трогать нельзя? Хочется нарушить запрет? Пожалуйста! К слову, именно так я отучила старшего ребенка от баловства в ванной (ну нравилось ему болтать краном с горячей водой, пока ванна набиралась, а вокруг от брызг все было мокрым!). Облил себе руки горячей водой, и интерес к дурацкой забаве как рукой сняло.

Приучить спокойного и покладистого малыша слушаться родителей проще, чем непоседу, который стремится всегда быть в лидерах. Но и на этом стремлении можно сыграть. Пусть побудет военным или летчиком, который на все приказы должен отвечать «Есть!» Такая игра увлекает ребенка, а ведь если сказал «Есть!», то и приказ выполнить надо. Вся прелесть игры в том, что родительские указания малышом не воспринимаются, как насилие.

Слово – это главный аргумент в полноценном нервно-психическом развитии любого ребенка. А слово должно иметь вес, подкрепляться ощущением, действием. Нельзя ни обещать, ни угрожать, если исполнять ничего вы даже не собирались. Вот это необъяснимое «Спи, а то придет волчок – укусит за бочок». Как придет? Куда придет? Когда? Ведь ясно, что можно баловаться и не спать, потому что никаких волков в детской нет и не будет. Когда понимаете, что ваше указание выполнить в настоящий момент ребенок не может чисто физически, воздержитесь от приказаний, потому что в этом случае ваши слова теряют вес.

Логичность, последовательность, спокойный тон, уверенный голос, настойчивость, наглядность – именно так должен воспринимать ваши инструкции, указания и приказы малыш. Пусть и не сразу, но он поймет, что родители желают ему самого лучшего, а плач и крик – это не способ выражения собственных пожеланий и претензий. Малыш осознает, что вы не ограничиваете его просто так, а невыполнение указания с первого раза – это недопустимо.



16:53 26.11.2014ИринаКа
+1
+11
-1
  83
Комментарии

У меня очень не послушный сынок. И упрямый) Уж если что задумал, то будет добиваться своего.
Но он у меня и очень подвижный и шустрый. Он, действительно, остановиться не может, если разойдется, а в таком состоянии он всегда.
Надеюсь, что с возрастом "успокоится" немного.
А пока стараюсь запасаться терпением, не всегда получается, но все же.

Хорошая статья и правда, нужно поменьше использовать «насилие»по отношению к своим малышам. Ребенок должен чувствовать, что родители его любят, уважают и понимают. Когда мы повышаем голос на детей, то проявляем свою беспомощность. Нужно стараться понимать ребенка и уметь договорится.

Да статья хорошая, детки часто от избалованности и покладистости родителя так себя ведут.