ИринаКа
2564 (1244)

Как научить ребенка есть ложкой?

Для шестимесячного малыша (а именно в этом возрасте многие детки готовы к знакомству со «взрослой» едой) введение прикорма – это не жизненно важный этап развития, а увлекательный процесс, каждая деталь которого вызывает неподдельный интерес. Чем раньше вы познакомите кроху с этим столовым прибором, тем быстрее он научится самостоятельно им пользоваться. К слову, полугодовалый возраст – это не точная отметка. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то может быть готов к приему кашеобразной пищи на месяц-два раньше. А вот затягивать с приучением к ложке не стоит, потому что процесс кормления для подрастающего ребенка может превратиться в игру с размазыванием по столу каши и швырянием еды на пол. Будьте готовы к тому, что далеко не с первой попытки ложка будет надежно удерживаться в маленьких ручках и попадать точно в ротик. От мамы требуется только одно – терпение, терпение, терпение…

Подготовительный этап

Перед тем как научить ребенка самостоятельно кушать ложкой, необходимо привить ему интерес к самой пище. И с самими блюдами это, как ни странно, вообще не связано. Самый естественный и простой способ – предоставлять малышу, который только начинает пробовать «взрослую» пищу, возможность участвовать в семейных трапезах за обеденным столом. Все, что для этого необходимо, это стульчик для кормления. Пусть младший член семьи наравне с остальными сидит за столом.

Наблюдая за тем, как родители, братья и сестры орудуют столовыми приборами, он не сможет остаться равнодушным. Вручите ему ложечку и тарелку, в которую даже необязательно накладывать еду. Мне, например, было гораздо удобнее кормить детей из отдельной тарелки отдельной ложкой, то есть пока малыш увлеченно рассматривал свою ложечку, стучит ею по пустой тарелочке, я ненавязчиво кормлю его. Многие мамы практикуют целые театральные представления, когда вся семья забалтывает ребенка, веселит его, скачет, но такая перспектива меня пугала. Как представлю, что минимум три раза в день я должна была бы перевоплощаться в актрису – увольте! Кормление – это кормление, а не просмотр мультиков, игра в самолетики, залетающие в рот, и т.д.

Заставлять ребенка есть – тоже не вариант. Специалисты уже давно доказали, что такие методы – это не что иное, как пищевое насилие, которое негативно отражается на детской психике и системе пищеварения. Еще один вариант, как научить ребенка есть ложкой самостоятельно, заключается в том, чтобы разрешать ему орудовать столовым прибором в вашей тарелке. Понятно, что практически все попытки подцепить кусочек ложкой будут провальными, но интерес к еде такой процесс стимулирует отменно.

Без спешки

Этот принцип, пожалуй, самый главный. Торопить малыша, который неумело размазывает кашу по тарелке, фразами «Давай быстрее!», «Не крутись по сторонам!», «Аккуратнее!», нельзя. Для ребенка это означает, что мама им недовольна. Любую попытку проявления самостоятельности следует поощрять, даже если она и не увенчалась успехом. Кстати, читала о теории, в которой специалисты обосновали тот факт, что детки, которых все время подгоняют, долго не могут научиться жевать, давятся едой и всячески отнекиваются от предложенной ложки, понимая, что взяв ее в руки, снова услышат укоры и упреки.

В свое время я очень переживала о том, что моя дочь в два года еще не очень умело орудовала ложкой, регулярно промахиваясь мимо рта и выворачивая содержимое на стол или одежду. Но в детском коллективе этим навыком она овладела в считанные дни, так как смотрела на ровесников и повторяла за ними. Кроме того, в обязанности нянь входит докармливание детей в яслях, поэтому мамам, вынужденным отдавать в сад малышей, не умеющих кушать ложкой, не стоит переживать по этому поводу.

Помогаем и тренируем

В некоторых случаях малышам недостаточно лишь наглядного примера, который подают родители. Если, несмотря на все усилия крохи, ложка упорно «сопротивляется», помогите ему. Взяв руку ребенка в свою, подносите ее к тарелке, а затем ко рту. Старайтесь, чтобы процессом больше руководил ребенок. Ваша задача состоит не в том, чтобы накормить ребенка и точно попасть ложкой в его рот, а в том, чтобы он понял, какие действия необходимо совершать, чтобы мини-порция вкусного пюре оказалась в его ротике. Вспоминаю, как иногда мне хотелось предоставить ребенку возможность ковырять еду в тарелке и отправлять ее в рот самостоятельно, так, чтобы я не видела этого, не трепала себе нервы этими брызгами, пятнами, лужами супа. Казалось, что проще потом просто быстренько все это убрать. Но, думаю, так делать нельзя, ведь малыш может и подавиться, и пролить на себя содержимое тарелки, что его напугает. В общем, во время кормления необходимо всегда быть рядом, оказывая малютке и физическую, и моральную поддержку. Кстати, почему бы не проводить обучение в игровой форме? Во время игр предложите крохе накормить с ложечки пупса или плюшевого медвежонка. Процессы ведь одинаковые!

Требования к блюдам

На первых порах, пока малышу трудно управлять своими ручками, необходимо помогать ему во всем, даже с консистенцией блюд. Супчики лучше не предлагать, ведь их так легко расплескать, преодолевая расстояние от тарелки до рта. А вот пюре, творожки и кашки подходят идеально. Следите и за температурой пищи. Холодная еда на вкус вряд ли понравится ребенку, а горячая может надолго отбить желание пользоваться ложкой. С едой, которую можно поделить на кусочки, лучше пока не экспериментировать. С одной стороны, кусочки лучше удерживаются в ложке, но ведь детки отличаются сообразительностью – зачем мучиться с ложкой, если и руками можно отлично помочь самому себе? Что касается вилки, то озадачиваться тем, как научить ребенка есть кусочками, стоит уже после того, как малыш овладеет ложкой.

Не забывайте и об интересном оформлении содержимого тарелки, ведь и нам, взрослым, приятнее есть, когда блюдо выглядит аппетитно.

Первая ложечка

Красивой должна быть не только еда, но и посуда. Благо выбор сейчас огромный, поэтому трудностей с покупкой детской тарелочки и ложки не возникнет. Оптимальный вариант – ложка из пищевого пластика, силикона или латекса. Дело в том, что нечеткие движения маленьких ручек – это гарантия того, что ложка не раз будет ударяться в десны. Получить по ним металлической ложкой – удовольствие сомнительное.

Встречала в продаже бутылочки, в которых вместо соски на горлышко накручивается насадка с ложечкой. Достаточно дать ребенку бутылку, и он будет самостоятельно кушать. Не думаю, что такое приспособление чем-то может помочь в освоении настоящей ложки, ведь главная проблема не в том, чтобы язычком собрать содержимое, а в том, чтобы донести его до рта, не вывернув на стол и одежду. Но этот вопрос пусть мама решает сама. Если такие бутылочки продаются, значит, кто-то считает их практичными и необходимыми.

Покупая посуду для ребенка, обязательно убедитесь в ее безопасности! Я предпочитаю посуду известных детских торговых марок, в качестве которой убедились многие мамы.



12:32 24.10.2014ИринаКа
+1
+8
-1
  82
Комментарии

После введения прикорма, когда ребенок чуток освоился с новой едой, я кормила его, а вторую ложку давала ему в руку. И малыш начал сам ковырятся в еде. Потом начал меня кормить) Потом он рассмотрел как я ем и стал за мной повторять. В итоге в 11,5 мес. он стал сам пытаться есть. А к году он ел исключительно сам. То есть, если я пыталась его покормить, то он отворачивался, закрывал рот и убирал мою руку.

Но мне кажется, что тут от меня ничего не зависело, а просто так сложились обстоятельства и характер ребенка имеет значение. У меня сын очень самостоятельный (насколько самостоятельным может быть 1,5 г. ребенок). Сам пытается обуться, раздеться, снимает памперс, расчесывается. Если я хочу что-то помочь, то сразу говорит: "САМ". Я поддерживаю это. Думаю и с ложкой тоже самое. У него просто стремление делать все самому и есть в том числе. Но детки все разные, согласна с Ириной, что не стоит переживать, если ребенок может к 2 годам плохо ложкой орудовать. Всему свое время.

Ух ты, я раньше не видела такие бутылочки с соской-ложкой, довольно интересно, но тоже считаю, что в этом большая необходимость или помощь в освоении настоящей ложки.