ИринаКа
2564 (1244)

Как научить ребенка буквам?

Современная образовательная система отличается от той, к которой привыкли мы, родители. Если в прошлом знакомство с буквами и цифрами происходило в детском саду, где воспитатели ненавязчиво вплетали процесс изучения алфавита в игровые пятнадцати-двадцатиминутные занятия в течение двух-трех лет, то нынешнее дошкольное образование оставляет желать лучшего. Я имею в виду обычные государственные, а не специализированные частные детские сады. А маму будущего первоклассника, которая придерживалась принципа «Не буду лишать ребенка детства, успеет еще поучиться», ожидает неприятный сюрприз. Дело в том, что современный «Букварь» начинается не с изучения буквы «А», а с прочтения коротенького текста!

Тому, как ребенка научить алфавиту, а затем и чтению, посвящено немало методик и программ. Наверное, все прогрессивные мамочки, проводящие время в интернете на специализированных «мамских» форумах, знают, кто такие Доман, Зайцев и Лупан. Когда у меня родился первенец, я не могла дождаться того момента, когда смогу испытать на нем приобретенные за время беременности знания. Признаюсь, я пыталась бежать впереди паровоза, а передо мной бежали мои родительские амбиции. Еще бы! Я-то ведь читала, что дети, которых обучают по новомодным методикам, осваивают алфавит и даже начинают читать по слогам к двухлетнему возрасту. До сих пор помню, как мой полугодовалый малыш спал в кроватке, а я, боясь его разбудить, распечатывала карточки Домана на принтере и обматывала их несколькими слоями скотча))). Домашнее обучение мы, конечно, начали не с букв, а с животных и звуков, которые они издают. К годовалому возрасту сын уверенно выбирал из стопочки карточку с изображением того животного, название которого я озвучивала, и издавал соответствующие звуки. Демонстрация сего умения бабушкам и дедушкам заставляла мой нос задираться до потолка, но… до двухлетнего возраста сын упорно молчал, поэтому я решила, что до алфавита еще далеко. В одном из детских магазинов мне попалась на глаза интерактивная азбука-плакат.

Возле каждой буквы был изображен предмет, животное или фрукт-овощ, название которого начиналось на эту букву. Если на картинку ребенок нажимал пальцем, то плакат «произносил» эту букву и слово. Сын эту игрушку очень любил, но, как мне тогда казалось, просто бездумно тыкал и слушал звуки. А после двух он заговорил, и когда я наконец-то начала показывать ему карточки с буквами, оказалось, что он практически все их знает! В общем, рекомендую всем мамам обзавестись игрушками, которые способствуют изучению алфавита. Без вашего участия и в игровой форме в памяти ребенка отложатся полезные знания.

Назвать такой способ изучением нельзя, но в качестве подготовки работает отлично. В общем, громадными усилиями с моей стороны, ежедневными пяти-десятиминутными занятиями мне удалось научить сына алфавиту, а затем этим процессом занялась учительница в центре дошкольной подготовки. И оказалось, что знать алфавит, то есть называть буквы и узнавать их на картинках – это практически полный «пшик», потому что никаких ассоциаций эти знания у ребенка не вызывают. То есть, мой сын стал, грубо выражаясь, собакой Павлова. Благо, его переучили, но об этом – позже.

Я считаю, что вопрос о том, как правильно научить ребенка алфавиту, второстепенен, а первым делом надо определиться с возрастом, когда он к этому готов. Большинство педагогов утверждают, что четыре года – это оптимальный возраст. А вот знаменитые новаторы Доман и Зайцев рекомендуют приступать к обучению с полуторагодовалого возраста. А я, на примере младшей дочери, уверена, что оптимальный возраст ребенок должен определять сам! Если вы видите, что малышу интересны закорючки в книге, на которые смотрит мама, читая сказку, то этот интерес следует поддержать. Обычно это происходит к трем-четырем годам. Зачем форсировать, если до школы минимум два года? В четырехлетнем возрасте я отвела дочь в ту же «развивалку», которую посещал мой теперь уже первоклассник-сын. И теперь у меня есть, с чем сравнивать. Изучение букв под руководством специалиста – это для ребенка сплошное удовольствие! Если у мамы буква «А» могла быть только арбузиком, автобусом и тд., то после первого же занятия дочь мне поведала, что заглавная буква «А» укачивает на руках (палочка внутри шалашика) прописную, которая объелась апельсинов и теперь страдает от болей в животике (помните, как выглядит пузико у печатной буквы?). Вызывая у ребенка ассоциации, рассказывая увлекательные истории и одновременно прописывая изученные буквы, удается прочно закрепить их в памяти малыша. Кроме того, автоматически отпадает вопрос, как ребенка научить писать буквы (пока – только печатные).

Какие еще секреты я позаимствовала в «развивалке»? Во-первых, изучение начинают с гласных букв, которые легче произносить. Для лучшего усвоения рекомендуется делать привязку к цветам (а – красная, о – оранжевая и тд.). Предлагая ребенку лист с напечатанными черно-белыми буквами, попросите его обвести буквы соответствующими цветами. Постепенно вводите согласные, начиная с тех, произношение которых у ребенка не вызывает сложностей (обычно это Л, В, Н, М). «Тяжелые» буквы (Ф, Ц, Ж, Й, Щ, Х) оставьте на потом. Сразу же привязывайте букву к нескольким словам, чтобы малыш понимал, что буковки необходимы для обозначения слов, обозначающих, в свою очередь, предметы. Освоенные ребенком буквы сразу же складывайте в простые слова («нос», «мама», «му-му»). На этом этапе не помешают кубики со слогами, из которых удобно в игровой форме складывать слова. Превращайте в буквы все, что вас окружает! Их можно лепить из соленого теста или пластилина, чертить палочкой на песке или мелом на асфальте, на рассыпанной на столе крупе, складывать из палочек.

Пусть буквы окружают малыша повсюду – на плакатах, на магнитиках на холодильнике, на подвесных бумажных флажках, карточках. Важно! Учить надо звуки, а не буквы! Буква «в» - это звук «в», а не «вэ»!

Многие мамы считают, что изучение «родного» алфавита должно сопровождаться изучением английских (в большинстве случаев) букв. Я полностью согласна с тем, что маленькие дети впитывают информацию, как губки. Да и иностранный язык во многих школах преподают с первого класса. Если честно, я никогда не озадачивалась тем, как научить ребенка английскому алфавиту, потому что считаю, что иностранные буквы должны каким-то образом ассоциироваться с «родными», а для этого надо сначала их освоить. В качестве мало-мальской подготовки можно включать ребенку развивающие мультфильмы вроде «Даши-путешественницы». В моем окружении есть немало мам, детки которых учат английский, но, честно говоря, уровень их знаний после двухлетней подготовки не впечатляет. Критиковать не намерена: есть деньги на оплату занятий, есть желание, есть свободное время и сами дети не против – хуже от этого точно не будет. А вот ярким доказательством того, что в случае острой необходимости человек может изучить иностранный язык за полгода интенсивных занятий, служит моя подруга. В общем, в плане иностранных языков я придерживаюсь принципа «всему свое время».



23:20 06.11.2014ИринаКа
+1
+9
-1
  65
Комментарии

Согласна с вами, что обучение ребёнка должна базироваться на принципе "всему своё время". Наблюдая за своим малышом, нужно замечать тот или иной интерес и тогда развивать его.

Я тоже думаю, что раньше времени баки ребёнку не стоит забивать.

По поводу плаката "Говорящий букваренок". У племяшки такой. И все бы ничего, но что я заметила. Он произносит буквы: "Бэ", "Пэ" и т.д. Вообще это ведь не правильно. Учить-то надо "б", "п". Как потом малыш будет "Бэ" в слог складывать? Лично знаю мам, который столкнулись с такой проблемой и потом с трудностями переучивали. Это касается не только плаката. Некоторые мамы по незнанию тоже учат "бэ", "вэ", а потом приходится переучивать.

По поводу остального согласна с вами! Я хоть и поклонник поизучать всякие методики, но вот в вопросе чтения и т.д. против форсировать события. Согласна, что "всему свое время".
И по поводу английского. У каждой мамы, конечно, свое видение, и я хоть и очень хочу, чтобы мой сынок знал ин. языки, но для себя я сделала вывод, что с пеленок мы его точно учить не будем. Сейчас есть вещи более полезные для него, чем изучение иностранного. Тоже самое и с чтением. Ну не будет мой сын к 2 годам знать буквы, зато мы занимаемся многими вещами, которые ему интересны, придет время выучим и буквы. Мы только букву А знаем) Ему она очень нравится) Потому вот ее и учим.)

И я со всеми полностью согласна - всему свое время. Захочет ребенок научиться читать - учим, не хочет, значит его научат этому в свое время в саду или школе. А насильно учить их бесполезно, можно только отвращение к учебе вообще вызвать, да и все. Не нужно это нам.