ИринаКа
2564 (1244)

Дошкольная подготовка – модное веяние или необходимость?

Первого сентября мой старший сын идет в школу, в первый класс. Школьная форма приобретена еще месяц назад, как и ранец, пенал, и другие канцтовары. До важного в жизни моего ребенка события еще несколько недель, но готовиться к этому дню я начала еще два года назад. В моем маленьком городе есть частная школа, на базе которой открыт центр раннего развития. Мой сын в конце мая стал его выпускником.

Когда я записывала в дошколку свое чадо, которому на тот момент было почти четыре года, сомневалась в целесообразности этого мероприятия. Со всех сторон (особенно от мамы) в мою сторону сыпались обвинения, что я, дескать, лишаю ребенка нормального детства, бегу впереди паровоза, трачу зря деньги из семейного бюджета. Кстати, «удовольствие» это действительно недешевое. Но я не уступила, хоть это мне и не свойственно (слишком уж силен для меня мамин авторитет). И теперь, когда заявление в первый класс уже подано и программа обучения мне известна, я ни капли не сожалею. И вот почему.

Как оказалось, первоклашкам теперь в школе вручают не «Букварь», а «Книгу для чтения». А это означает, что ребенок после детского сада уже должен уметь читать! Не знаю, как в других детсадах, а в нашем детей старшей группы этому не учат. Цвета, геометрические формы, понятия «большое», «маленькое», «больше», «меньше», времена года, названия месяцев и дней недель – вот, пожалуй, и вся программа детского сада. О буквах и цифрах речь вообще не идет. Кстати, о цифрах. Согласно государственным требованиям, первоклассник должен уметь совершать простейшие математические действия в пределах двадцати. Еще ребенок должен владеть письмом печатными буквами, рядом аналитических навыков. Кто этому должен его учить до школы? Логичный ответ – родители. Но в моем случае это было невозможно. Во-первых, мой декретный отпуск только по документам так назывался. Я работала и работая сейчас по 12-14 часов в сутки. Во-вторых, я действительно не умею учить! Буквы и цифры мы с ребенком осваивали вместе. К трем годам он их уже знал. Но знать и понимать – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Как связывать буквы в слова? Учить чтению по слогам или сразу целыми словами? Как объяснить понятия «гласные» и «согласные»? Надо ли это вообще объяснять? У меня нет педагогического образования.

Не раз на детской площадке от знакомых мам приходилось слышать, мол, учителям за то и платят, чтобы они учили детей читать-писать-считать. Меня такая позиция не устраивала. Если большая часть одноклассников моего ребенка будет владеть этими навыками, то будет ли учитель тратить время на уроках на «подтягивание» моего? Не уверена. Отбить у него желание учиться с первых дней школы – это действительно пугающе. Учитывая сложность современной школьной программы, уже через несколько лет я не смогу помогать ему с уроками. Разве это стоит тех денег, которые я потратила на дошкольное образование? Для меня ответ очевиден.

Итак, благодаря моему упорству сын к шестилетнему возрасту научился довольно таки хорошо читать (знаки препинания пока игнорируем, но не все сразу), пересказывать прочитанное, писать под диктовку печатными и прописными буквами, совершать в уме простые математические действия с двухзначными числами (вычитание и сложение). Это то, что необходимо для хорошего старта в школе. Но меня радуют умения и навыки совсем иного плана. Начну с того, что сын научился общаться со сверстниками и взрослыми людьми. Он чувствует допустимые грани этого общения. Во-вторых, некоторые «одноклассники» стали его друзьями, в чем я вижу только плюсы. Немаловажно и то, что ребенок уже знает, что такое режим и необходимость делать домашние задания. Он умеет собирать портфель, знает, что его содержимое следует контролировать, чтобы не забыть ничего, что понадобится на занятии. Все это прибавляет мне уверенности, что мой любимый первоклашка справится и подарит маме еще один повод для гордости.

Кстати, о гордости. Не будем отрицать, что хвастовство родителей о достижениях их детей – это не редкость. Чуть ли не с двух лет некоторые родители, подгоняемые собственными амбициями, заставляют ребенка учить буквы, цифры, читать. Малыш сопротивляется, ему неинтересно, трудно, но темп никто не собирается сбавлять. Зачем? Неужели возможность прихвастнуть тем, что трехлетка умеет читать, стоит того, что в школу он с первых дней будет ходить без желания? К чему эти перегибы? Именно это я и считаю тем пресловутым «лишением детства». Любые занятия в таком возрасте должны проходить если не полностью в игровой форме, то в максимально к ней приближенной. В нашем дошкольном центре именно так и было. Занятия начинались с зарядки для пальчиков, дети могли свободно перемещаться по классу. Интерактивная доска, уроки в виде мультфильмов, огромное количество дидактического материала – детям занятия действительно нравились.

Я не помню ни одного случая, чтобы кто-то ходил в центр с нежеланием и, тем более, со слезами. Вот почему тема о лишении ребенка детства вызывает у меня улыбку. Я двумя руками «за!» дошкольное образование при условии, что и ребенок не против. А вы?



20:38 14.08.2014ИринаКа
+1
+3
-1
  212
Комментарии

Полностью согласна с автором статьи по поводу того, что отбить желание учится у первоклассника очень, очень просто. На самом деле, сейчас не проходят в школе никакой букварь и ему подобное. Ребенок к первому классу обязательно должен иметь определенный багаж знаний. А если малыша никто ничему не учил, то с ним одним возиться в школе никто не станет. поэтому родителям и приходится либо самим заниматься с ребенком, учить его азам школьной программы или отдавать в специальную "школу" дошкольного образования. но это на самом деле дает хороший старт маленькому человечку. Моей доченьке 2,5 года. Она пол года уже ходит в такую "школу", только их там готовят не читать, писать, а считать, а учат цвета, формы и тому подобное. Когда мы только впервые пошли туда, я не возлагала особые надежды на то, что моего ребенка научат там чему-то. Но ради интереса решила все же попробовать.

Честно говоря, я была очень удивлена тому, что через несколько месяцев мой застенчивый малыш, который и говорил то от силы 10 слов стал знать основные цвета, формы и ее словарный запас существенно увеличился. Поэтому я всеми силами буду стараться, чтобы моя дочка и дальше посещала такие занятия. Даром они точно не проходят.

Если честно, то еще в то время, когда я шла в первый класс, нас в саду учили буквам, цифрам, в школу я шла умея читать. Впрочем как и весь класс. Да, кто в лучше, кто хуже, но читали все, и считали тоже.
Безусловно, я согласна, что дошкольное образование (или как сейчас говорят раннее развитие) должно быть в разумных пределах. Будет ли мама сама заниматься (сейчас информации в интернете много, идей тоже много. Было бы время и желание) или будет водить ребенка в детский центр, или наймет учителя, это решать самой маме. Но то, что заниматься с ребенком надо, так это факт. По поводу занятий в центрах. К счастью, у них сейчас такая конкуренция, что каждый из этих центров пытается все время совершенствоваться, чтоб и деткам и родителям было интересно. Так что выбор у родителей есть. А давать ребенку базу для дальнейшей учебы и расширять его кругозор, так это не лишение детства, это нормальное поведение здравомыслящих родителей.

Я недавно у подруги на странице прочитала статью (мы с ней, кстати, обе учителя начальных классов) о том, что начальное образование в том виде, в котором оно есть сейчас (4 года начальной школы, классы по 30 человек и усреднённая программа) - это пустая трата времени ребёнка. Сначала я была возмущена (учительница ведь, а тут такое пишут!), а потом подумала, что это действительно так. Что уж слишком много недостатков имеет наше образование. Не знаю о старших классах, но начальное, точно.

Я раньше работала предподавателем в техникуме (как раз моими студентами были ребята после 9 класса и заочники лет до 45). Уволилась именно из-за того, что разочаровалась в системе от и до. Согласна полностью, что система с множеством недостатков. И как бывший преподаватель как раз считайте старших классов скажу, что старшие классы - это такая же трата времени. Ну вот всех учат интегралам, кто-то их умеет вычислять, кто-то нет, но я вам с уверенностью скажу, что мало кто из учащихся вообще догадывается для чего нужны эти самые интегралы. В техникуме многие дроби не умели складывать. Вот и вся система.

Дошкольное образование - первый этап получения образования ребёнком вообще! Помню, как моя дочь одновременно с посещением детского сада ходила в школу раннего развития. Родители мы вечно работающие, поэтому решили, что, если дома не хватает времени заниматься с ребёнком (кроме выходных, конечно), можно прибегнуть к помощи специалистов. К тому же, происходит расширение круга знакомых для ребёнка, а это очень важно для дальнейшей его социализации в обществе. Так вот, с воспитателями нам повезло (мы ходили в обычный детский сад): какими только новейшими развивающими занятиями они не "баловали" деток! Здесь были и театрализованные игры, и различные творческие задания! В результате, начальную школу мы закончили на одни пятёрки. Но не это главное: мой ребёнок научился учиться. Сейчас, заканчивая 11 класс, она уже умеет отбирать информацию: что ей нужно, а что нет. И начало этому процессу было заложено в дошкольном возрасте!

А у нас таких дошкольных центров попросту нет, а я тоже была зациклена на подготовке ребенка к школе. Обдумала все варианты,но возить в областной центр было далековато и утомительно. Поэтому просто договорилась с учителем младших классов, и моя дочь полтора года перед школой проходила на такие уроки на дом. Результаты были потрясающие! Ребенок в школе чувствовал себя уверенно,вот уже третий класс закончили на отлично. К тому же такая подготовка дала нам возможность посещать и музыкальную школу и в разных конкурсах участвовать - так как по школьной программе немного опережали. Да и вспоминая то время, дочь сама ждала день, когда необходимо было идти на урок. Ей нравилось общаться с учителем, у них установились очень доверительные и дружеские отношения. Так что выход всегда есть, было бы желание!

Расскажу о своем опыте. В детстве я была довольно застенчивым ребенком, но достаточно способным, легко училась, при чем большую часть знаний получила именно благодаря обучению дома. В садике я общалась со сверстниками, а вот читать, считать, писать, меня учила дома мама.
Действительно, когда я пошла в школу и оказалось, что я читаю и считаю лучше всех, то я "раскрылась", стала более общительной и приобрела уверенность в себе.

Со своим сынишкой планирую обязательно посещать развивающие центры, действительно, сейчас очень много различных методик, которые тяжело освоить самостоятельно. Возможно, самостоятельно смогут обучить своих малышей мамы, которые имеют достаточно свободного времени, но я,к сожалению, уже работаю полдня, хотя сыночку всего 7 мес.

Дошкольная подготовка - однозначно необходима для каждого ребенка, при этом не стоит экономить (потом можно также потратиться на репетиторов) или считать, что у ребенка не будет детства - занятия занимают всего несколько часов в неделю!

Немного разбавлю восторженные отзывы. Я считаю, что обучение в центрах дошкольной подготовки необходимо в том случае, если родители круглосуточно на работе.
А так, готовить малышей к школе можно и самостоятельно - важно просто уделять этому время и не нужно никаких специальных навыков. Моему племяннику пять, и он чудесно читает и считает для своего возраста и все благодаря саду и занятий с родителями и бабушкой. Дома занимались исключительно с помощью игр!
А центры - это действительно палочка-выручалочка для родителей, которые работают!

Считать и понимать, что означает цифра - это не одно и то же. Мой сын тоже знал алфавит, но учительница возилась с ним больше, потому что приходилось его переучивать. Считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Мы же не испытываем на ребенке лекарства, "услышанные" в рекламе, а идем к врачу за компетентной помощью. Кроме того, чтение и счет - это мелочи в сравнении с тем, что ребенок получает в дошколке (умение анализировать, разделять, обобщать). Я не утверждаю, что родителям это не под силу, но это, скорее, исключение.

Родителям это под силу, но при наличии свободного времени, желания и, конечно, какие-то способности все-таки нужны. Я специально с сыном пошла в центр развития для самых маленьких (мы с 5 мес. до 1 г. ходили), чтоб понять что представляют из себя эти центры, пообщаться с инструкторами, посмотреть что делают более старшие дети. Поняла, что подобные вещи могу и сама делать. Занимаюсь со своим ребенком и иногда вместе еще с одной мамой и ее малышом. На подобные занятия ходить не будем. Позже будем думать про более узкопрофильные кружки. Но да, мне заниматься и придумывать что-то очень нравится, есть свободное время и у меня есть пед. образование (хоть и не дошкольное), но в этой ситуации, как мне кажется, образование не сыграло роли.

Ирина, выходит, что с Вашим подходом родители в большинстве случаев вообще не могут ничему обучить? Кататься на лыжах, коньках, плавать - всему этому учили родители и старший брат без каких-либо профессиональных навыков. Согласна с Ириской - вопрос времени и желания.

Войдите в аккаунт или зарегистрируйтесь для того, чтобы оставлять комментарии