ИринаКа
2564 (1244)

Дети и незнакомцы – как обезопасить общение?

Перед тем как перейти к теме, сделаю небольшое отступление. Я выросла в семье военнослужащих, которые, по долгу службы, очень часто меняли место жительства. За свое детство мне довелось повидать немало детских садов, школ, соседей. Скажу честно, я устала со всеми знакомиться, общаться, потому что знала, что новый переезд и новый город не за горами. В итоге мне до сих пор тяжело первой начинать общение с незнакомыми людьми. Но когда у меня родился сын, ситуация изменилась. Общение с незнакомыми людьми завязывалось спонтанно, а инициатором был ребенок. Мы с ним обзавелись множеством знакомых, некоторые из них стали моими друзьями, а их дети – друзьями сына. Скоро ему исполнится шесть лет, и растет он чрезвычайно общительным. Он без стеснения заводит разговоры в общественном транспорте, в очереди к кассе, на детских площадках. До недавнего случая меня это радовало, ведь ребенок растет дружелюбным, открытым, доверчивым и добрым. Но ситуация, которая произошла несколько месяцев назад, изменила мое отношение к общению моего сына с незнакомыми людьми. И в худшую сторону. Пока я закрывала входную дверь своей квартиры, он вышел на улицу и пропал! Поиски, которые длились максимум пять минут, показались мне вечностью. Оказалось, что он увидел возле соседнего дома красивую огромную машину, которая вывозит мусор из баков. Она настолько его заинтересовала, что он обратился к водителю с просьбой посидеть в кабине. И тот не отказал. Мне до сих пор стыдно перед тем мужчиной за слова, которые я ему говорила, будучи в предынфарктном или шоковом состоянии, но он, наверное, понял, что забирать пятилетнего ребенка без разрешения родителей не очень хорошо.

Затем состоялся разговор с сыном, в результате которого я сама себя загнала в тупик. Нельзя общаться с незнакомцами? Тогда как человек может обзавестись знакомыми!? Очевидно, что здесь необходимо вводить правила, но какие?

Из всего того, что мне удалось прочесть, ближе к истине мне показалась следующая методика, представляющая собой четыре шага. Каждый шаг необходимо ребенку объяснить, чтобы он усвоил алгоритм поведения с незнакомыми людьми. Итак, первый шаг при разговоре с незнакомцем заключается в том, что ребенок должен самостоятельно оценить ситуацию. Это просто. Надо лишь ответить самому себе на вопрос, знаю ли я этого человека? Если ответ отрицательный, то вторым шагом является соблюдение дистанции. Следует объяснить ребенку, что нельзя близко подходить к незнакомцам. Потренируйтесь дома, отмеряя расстояние шагами. Шесть-семь детских шагов – это условно безопасное расстояние, которое ребенок должен держать при встрече с незнакомым человеком. Незнакомец приближается и постоянно при разговоре сокращает дистанцию? Тогда надо бежать! К знакомым людям, находящимся поблизости, домой, в ближайший магазин, но не в подъезд, переход или другое место, где всегда малолюдно.

Третий шаг – умение ребенка пресечь разговор на первых секундах общения с «чужаком». Некоторые люди, намерения которых действительно плохие, обладают умение «забалтывать», то есть психологически воздействовать на детей. Объясните ребенку, что нельзя позволять вовлечь себя в разговор, какие бы золотые горы не обещал незнакомец. И последний шаг – прекращение общения, а, проще говоря, бегство.

Пример:

- Привет, мальчик!

- Здравствуйте (ребенок оценивает ситуацию – человек незнакомый, значит, надо отойти на несколько шагов).

- Не поможешь достать из подвала мяч, я плохо вижу…

- Извините, меня мама ждет (ребенок прерывает разговор и уходит в безопасное место).

Такие ситуации можно в игровой форме проработать дома. Подключайте фантазию, придумывая душещипательные истории о забившемся в трубу щенке, сладостях, за которыми надо сходить куда-то, помощи другому ребенку и так далее. И сам ребенок в это время будет демонстрировать вам свое умение пресекать разговоры, находя поводы. Универсальные фразы: «Извините, мне родители не разрешают», «Мне пора идти домой», «Сейчас спрошу у родителей, а потом помогу», «Не могу помочь, потому что не умею (не знаю, как это сделать)».

Во время бесед с ребенком обязательно акцентируйте его внимание на вежливом общении с незнакомцами. Грубые отказы и хамство могут спровоцировать у незнакомого человека агрессию. Осторожность в общении не означает, что ребенок всегда должен отказывать в помощи людям. Он не обязан им помогать, но может это сделать, если полностью обезопасит себя. В конце концов, любой взрослый знает, что за помощью надо обращаться к таким же взрослым, а не детям.

Может показаться, что дети, которых родители воспитывают подобным образом, растут черствыми и безразличными к чужим бедам. С одной стороны, доля истины в этом есть. Но современные реалии таковы, что мы, родители, должны думать о безопасности своих детей, а не чужих людей. К примеру, ваш ребенок откажется перевести бабулю через дорогу. Плохо? А знаете ли вы, что известен случай, когда пожилая женщина под предлогом «отблагодарю конфеткой» заманивала в свою квартиру маленьких детей, которые помогали ей перейти улицу или донести сумку, а там их поджидал ее душевнобольной сорокалетний сын-педофил? Поэтому я твердо уверена, что ребенок имеет полное право отказывать взрослым незнакомым людям в помощи.

Но есть у этой медали и оборотная сторона. Как быть, если самому ребенку нужна помощь, и он вынужден обратиться за ней к незнакомцу? Риск того, что среди всех прохожих он выберет злоумышленника, минимален, но он есть. Объясните ребенку, что самый безопасный вариант – это обращение к людям в форме (пожарники, полицейские, врачи, работники ЖЭКа и тд.) или тем, кто работает в учреждениях, организациях (больница, магазин, почта, банк, школа и тд.). Но и в этом случае он должен придерживаться правила «четырех шагов», о котором я упоминала выше.

Делать все возможное для того, чтобы обезопасить своих детей, научить их самостоятельно обеспечивать свою безопасность – это наша прямая родительская обязанность. Согласны?



21:41 09.08.2014ИринаКа
+1
+5
-1
  29
Комментарии

Замечательная статья! Теперь буду знать, как учить ребёнка общаться с незнакомцами, когда он чуть подрастёт.

Действительно, как сохранить доверие к другим людям и при этом не вырастить из ребёнка необщительную личность? Здесь каждый родитель должен решать сам, как поступать в подобных случаях. Важно не перегнуть палку. Но факт, что необходимо разговаривать с ребёнком, давать ему советы. И, если Вам кажется, что он к ним не прислушивается, не нужно давить. "Вода камень точит", важно, чтобы эти советы не были навязчивыми.

Читаю, понимаю, что автор на все 100% прав и осознаю как изменилось время - мы еще какие-то 10-15 лет назад спокойно играли во дворе в прятки, в казаки-райбойники и родители выглядывали лишь звать нас домой, а сейчас..Еще как вариант - не подходить к незнакомым людям одному или даже при разговоре с незнакомцем держаться поблизости людей, которым ребенок доверяет.

В этом плане время не особо изменилось. Всегда учили осторожности с незнакомцами. Вообще считаю, что это именно тот вопрос воспитания, когда родители должны проявить максимум убедительности. Еще строго настрого должно быть не открывать двери никому из посторонних, и еще желательно приучить не заходить в лифт с посторонними.

Для меня ооочень изменилось. Мы с братом с четырех лет сами во дворе гуляли, и это было нормой. начинает темнеть - домой. А сейчас я своего пятилетку ни за что не выпущу во двор больше, чем на полчаса. И то, бегаю каждые пять минут к окну (он знает, что за дальше клумбы идти нельзя). И доверия во всем и всем было больше. Мои родители летом вместо двери использовали тюль, чтобы мухи не залетали, а когда уезжали, то ключи соседям оставляли на всякий случай.

Ну так может дело еще и в отношении ко времени? Раньше тоже и маньяки всякие были, и дети пропадали, грабили. А когда моя бабушка мне говорила: "ой, деточка, сейчас время такое...", моя мама ей отвечала, что она ей тоже самое в ее детстве говорила. Со мной мальчик в школе учился, так его мама до 11 класса в школу провожала, потому что "время такое" было, боялась, что с ним что-то случится. А учить детей быть осторожными с незнакомцами нужно обязательно!

Наверное, дело в массе программ, где освещаются ВСЕ происшествия во всех уголках страны с иллюстрациями и детальной видеосъемкой происшествия. Мне кажется, сначала вызывают журналистов, а потом уж службы. Раньше тоже случалось просто об этом так много не говорили, и морально жить было легче - не было боязни за каждый шаг!

Спасибо Вам за статью. У меня самой растет двое маленьких детишек, поэтому для меня это открытая тема. Когда я была подростком, мама не отпускала меня одну гулять далеко от дома, боясь что что-нибудь может со мной случится. Я сильно обижалась на нее за это, будучи уверена, что могут непритности произойти с кем-угодно, но только не со мной. А сейчас, после рождения собственных детей, я ее очень хорошо понимаю. Мне казалось, что я свою дочь не отпущу одну гулять до 18 лет. Но теперь, прочитав статью я немного пересмотрела свои взгяды по этому поводу. И пусть ребенок еще совсем мал, но начинать учить его, как надо вести себя в разговоре с незнакомыми людьми можно уже сейчас

Отличная статья! Мой малыш тоже очень общительный, охотно идет на контакт даже с абсолютно незнакомыми людьми. Думаю, самый дельный совет - обращаться за помощью к людям в форме, хотелось бы, чтобы их побольше было на наших улицах.
Возможно, игровая форма обучения общению с незнакомцами поможет деткам понять, как следует вести себя в различных ситуациях в магазине, на улице или в любом незнакомом месте. Хорошо бы, если бы можно было такую методику внедрить в детских садах.