Lana
5996 (11)

Деньги и дети: важные аспекты в познании финансовой грамоты

«Дети и деньги»… Эта животрепещущая тема стала волновать меня относительно недавно. Еще год назад я с восторгом наблюдала и поощряла свою дочь во всех ее «материальных» начинаниях. К тому же, пообщавшись с мамами одноклассников, я выяснила, что практически в каждой семье существует некий мотивирующий аспект, который помогает деткам достигать определенных успехов. А так как вирус «отметочной лихорадки» проник в каждую семью, то и мотивация стала приобретать уже нешуточный масштаб. К примеру, в семье, где существует культ «гаджетов и компьютерных игр» родители установили «цену» в минутах, пропорциональную полученным отметкам. То есть – заработал 11, 10 или 9 баллов – заслужил час «компьютерного досуга», если отметки хуже – то и времени меньше или вообще – штраф. В моей семье нет такой зависимости от гаджетов и игр на них, поэтому лучшее, что мне пришло в голову на тот момент – это поощрение деньгами. Поначалу результаты были впечатляющими! Уже за два месяца учебы моя дочь скопила деньги на смартфон, хотя гонорар за хорошую отметку был очень даже символическим. Я отметила, что у ребенка начал проявляться интерес к учебе, желание подготовиться дополнительно, так как 12 баллов учитель ставил только за такие усердия, а я эти 12 баллов поощряла особым «увеличенным» вознаграждением.

Первое разочарование не заставило долго себя ждать. Сумма лично заработанных денег у ребенка увеличивалась, а цели, на что потратить не было. Возникла ситуация, когда «мотовство» стало обычным делом. А я не знала, что на это возразить, так как ребенок тратил личные сбережения. Дело в том, что нас с сестрой воспитывали в «советском» понимании отношения к деньгам. То есть родителям была чужда психология накопителей и собственников, да денег особо не было, и нам они прививали другие ценности в жизни. У меня никогда не было денег на карманные расходы, и первые заработанные деньги я ощутила в руках уже в 18 лет, когда начала работать и получила первую зарплату.

Но вернусь к той ситуации, в которой я оказалась. Зная, что у ребенка накоплена приличная сумма, я предложила купить на эти деньги то, что было необходимо на тот момент – новую курточку, кроссовки. Такого отпора я еще не видела! Дальше – больше… Дочку пригласила на день Рождения одноклассница, и я предположила, что возможно она сама захочет купить подарок для подруги. Сопротивление оказалось еще большим. Между тем, взяв из уже своего кошелька деньги, дочь могла купить шоколадки для всех друзей во дворе, или приобрести кучу всякой ерунды (три блокнота, десять ручек и пятнадцать линеек) даже не подумав – надо все это ей или нет. Такое положение дел жгло меня стыдом и оседало на душе серым пеплом. К маю месяцу пришло горькое и досадное разочарование. Учеба закончилась, возможностей заработать поубавилось, накопленная сумма уже практически «растаяла», а тут замаячила новая цель – велосипед! Скажу сразу, я прекрасно знала, как дочери хотелось иметь новый велосипед (из старого она существенно выросла), и это «наказание» далось мне очень нелегко и даже болезненно. Собрав всю волю в кулак, не слушая мужа, бабушек и дедушек, я стойко продержалась, никому не позволив купить его. Видимо нам необходимо было пройти через эту мучительную «денежную эпопею» и набить много шишек, чтоб узнать о таких понятиях, как щедрость, бережливость, скупость, мотовство и эгоизм.

Буду честной с вами, единого ответа на решение проблемы «дети и деньги» я не нашла, но вот несколько аспектов, на которые я обратила внимание и откорректировала свою линию поведения.

1.Совместные и самостоятельные походы в магазин.

Благодаря такому важному моменту, моя дочь узнала, цену товарам и покупкам (особенно ее впечатлило то, что действительно не сложно потратить все за один раз, а потом целый месяц «складывать зубки на полочку»). Она стала ориентироваться в стоимости товаров, осознала, сколько мы можем на сегодня потратить, какие покупки в приоритете и научилась приносить сдачу.

2. Отказ в деньгах или покупках.

Самый тяжелый, но самый воспитательный момент. Мой ребенок не просто слУшал, а научился слЫшать мои аргументы, почему я не собираюсь покупать то, что она просит или давать на это деньги. Благодаря этому воспитательному моменту дочь уяснила, что не любое и не каждое желание исполняется сразу, как это происходило до сих пор, а я научилась контролировать свои желания завалить и одарить ребенка тем, чего не было у меня.

3. Уровень контроля за карманными деньгами.

Вот здесь следует уяснить одну важную истину, что родители сами устанавливают «денежный» уровень, который формирует потребности ребенка. Бывает, что родители бояться давать деньги на карманные расходы и сами тут же покупают всё и даже больше, чем ребенку необходимо, лишь бы эти деньги не давать. Но я выбрала вариант, в котором оставила «пробелы», и дочь, получив свои карманные деньги, уже знает, что какую-то часть денег ей придется потратить по назначению. Например – пришел в непригодность пенал? Пожалуйста, вот сумма денег, за которую можно купить «бюджетный вариант». Хочешь лучше и моднее – доплачивай и покупай тот, который по душе. К тому же, у нас получилось наладить диалог, когда дочке уже с нетерпением хотелось со мной советоваться, узнать, как поступить лучше. Да, это было нелегко, но результат уже есть!

4. Детские заработки и планирование.

Мой ребенок, помня горький опыт первых заработков и разочарование, когда бесцельная трата привела к полному «банкротству», научился ставить цели и строить планы. В этом немаловажную роль сыграли и наши диалоги. Такое планирование научило и тому, что цели стали обоснованными, по-настоящему желаемыми, а не эмоциональными. То есть, покупка планшета показалась ей абсолютно ничтожной и бессмысленной, в сравнении с покупкой попугая! Это безумно меня порадовало. Дочь пришла ко мне с тетрадью, в которой было расписано, сколько ей необходимо будет зарабатывать в будущем (уже после самой покупки попугая), чтоб приобрести на месяц достаточное количество корма, витамины и игрушку для нового друга. В свои десять лет, она понемногу стала анализировать свой бюджет и улавливать роль денег в ряду других ценностей жизни.

Да, нам есть еще чему учиться, и грабли на пути нас еще поджидают… Вот, к примеру, в нашей семье не принято ребенку давать деньги за выполнение домашних обязанностей (помощь в уборке или мытье посуды). В моем понимании, такая детская помощь должна быть бескорыстной и чистого сердца. Вспоминаю случай, как соседский мальчик бегал «за вознаграждение» деду-пенсионеру за лекарствами. И вот когда у деда не оказалось возможности «отблагодарить» - внук без укора совести отказался идти в аптеку. Зато я всегда «поощряю», когда дочка смотрит за племяшкой. Это нелегкий труд для десятилетней девочки и «благодарность» всегда соответствующая. Нет, не думайте, она безумно любит братика и приглянет за ним бесплатно, но мне хочется ее поддержать. И я рада тому, что год назад не пустила решение этой проблемы на самотек. Но подводя итоги, выделить мне хочется только самое главное и важное правило в познании финансовой грамоты - это то, что нельзя заменять деньгами родительское внимание!



19:14 30.11.2014Lana
+1
+11
-1
  811
Комментарии

Ой, у моего первоклассника сейчас такая проблема, как карманные деньги. Совершенно бездумно тратит! Мне обидно, ведь хорошо понимаю, как оно - зарабатывать их. И отобрать то, что дарят (а вечно кто-то всунет), не вариант, но и наблюдать сложно. Целей тоже нет, потому что вездесущая бабушка опережает любое пожелание (тоже не выкинешь же роликовые коньки или смартфон?). Он не понимает, что такое "нет денег". Вот отказываю в покупке чего-то типа денег нет, а он на меня невинными глазками "Так с карточки сними"))))

Да, бабушек надо было вывести в отдельный "раздражающий фактор". Сколько палок в колеса. И многое приходилось начинать заново! А больно от этого только ребенку было. Хотя бабушка от чистого сердца)

Мне кажется очень важно с раннего возраста научить ребенка делать покупки рассчитывать деньги и в подростковом возрасте дать попробовать подработать.

Подработка для подростков обязательно нужна. Иначе вырастаем потом лентяями, да и время теряем, бесцельно его тратим, хотя могли бы многому научиться в подростковом еще возрасте, в том числе зарабатывать и тратить деньги. А вот плату за домашнюю работу я не понимаю - ты здесь живешь, поэтому будь любезен и убирай за собой, и мусор выноси, и готовь есть безвозмездно для себя и близких.

Согласна на 100%, я тоже за домашнюю работу не считаю нужным платить. Это изначально неправильно.

Мне конечно очень надо перебороть желания завалить и одарить ребенка тем, чего не было у меня, я в этом плане просто фанатична, это касается и досуга, одежды и игрушек.

Да, когда в детстве отсутствие практически всего воспринималось очень болезненно, то от такого хочется уберечь ребенка. А меры не чувствуешь...

Моей дочери 2,5 она мне уже говорит: "мама дай деньги, я конфету куплю". Даже боюсь подумать, что ждет меня дальше, так что буду учиться на вашем опыте и ваших советах.

Мои советы - это не панацея, но многое вам возможно удастся "перескочить", опираясь на наши "шишки")))

Вспомнила один случай) Моя малявка пришла с сада и прямиком к папе "папа, дай деньги, завтра в саду цирк будет!!!" Он пошутил "А у меня нет денег". Она опешила и такая "ну ладно....тогда тут цирк сделаю" Имела в виду, что сама будет играть в цирк, а мы с мужем услышали вроде не дадите денег, я вам такой цирк тут устрою. Муж до сих пор вспоминает. Говорит, если такие предъявы в 4 года, что она в 15 "запоет"?)))

Смешная манюня)))

Войдите в аккаунт или зарегистрируйтесь для того, чтобы оставлять комментарии