ИринаКа
2564 (1244)

Что делать, если ребенок рвет книжки?

Увидев в очередной раз потрепанную детскую книгу, родители расстраиваются, ведь не таким они себе представляли образовательный игровой процесс. Зачастую такие поступки воспринимаются на иначе, чем баловство, протест или банальная вредность. Честно говоря, никаких других мыслей у меня при виде такой картины не возникало. Конечно, наказывать полугодовалого ребенка (а знакомить малыша с небольшими книжками из очень плотного картона я начала с этого возраста) за оторванные страницы или покусанные только прорезавшимися зубками уголки смысла не было, но и мириться с таким поведением мне не хотелось. Купив очередную детскую книгу, я наблюдала за этими издевательствами еще полгода, стараясь минимизировать вред, постоянно объясняя, что «книжке больно». Но явных сдвигов не наблюдала. Если бы я тогда знала о некоторых нюансах, то и относилась бы к процессу порчи книг по-другому. А достаточно было ознакомиться с советами детских психологов, которые доступно объясняют причины такого варварского, на первый взгляд, поведения малышей по отношению к книгам.

Зачем дети рвут книги?

По мнению многих психологов, которые специализируются на дошкольниках, процесс порчи книги – это акт творения. Удивлены? Как можно соотнести клочки бумаги, которая еще недавно была новенькой книгой, с процессом творения? Дело в том, что к годовалому возрасту дети начинают идентифицировать себя, отделять свое «я» от мамы и папы. И, поверьте, для годовалого ребенка это крайне важное открытие, а подтверждается оно тем, что он сам, своими руками может оставлять следы на предметах. Ребенок таким способом осваивает принцип «действие – результат». Именно поэтому наказывать кроху за порчу книг нельзя. Если вам так дороги детские книги, в раннем возрасте читать их необходимо с ребенком, чтобы он не мог испортить их. А еще лучше предоставить малютке прочитанный журнал с яркими иллюстрациями, который он может в прямом смысле зачитать до дыр. Запомните, попытки разорвать книжку в шестимесячном возрасте являются важным процессом познания свойств бумаги. Малютка проверяет, как легко ее можно порвать, какие при этом издаются звуки, каков ее вкус и т.д. В этом познавательном процессе участвуют детский слух, вкус, осязание и зрение.

Ближе к полуторагодовалому возрасту желание рвать книги пропадает, но теперь уже ребенка интересуют карандаши и фломастеры, которыми можно вносить в книги коррективы. Разнообразные каракули и кляксы, которыми малыш «украшает» книгу – это очередной этап взросления. Таким образом, ребенок сравнивает свое «творчество» с тем, что нарисовано в книге. Психологи утверждают, что именно в этом возрасте ребенок с вашего согласия и позволения сеет те зернышки, которые в подростковом возрасте могут прорасти в настоящий талант. Конечно же, ожидать от такого детского творчества блестящих результатов в раннем возрасте не стоит. Родителям следует запастись терпением и проявлять к рисункам малыша, которые иногда вообще ни на что не похожи, уважение. Опять же, детскую книгу можно заменить обычной раскраской или листами цветной бумаги. К слову, по этим рисункам можно выявлять проблемы, которые волнуют вашего ребенка. К примеру, зарисованные лица некоторых персонажей книг явно свидетельствуют о том, что малыш к ним относится с опасением. Ребенок всеми силами старается убрать их из сказки. Такой акт является подготовительным этапом к созданию собственных историй, переделыванию сказок на свой лад. Иногда и полуторагодовалые дети продолжают рвать книги, но в этом возрасте их интересует не вкус и звуки, а возможность менять мир. Да, да! Маленькие естествоиспытатели осваивают понятие целого и части, развивая свой интеллект.

Нужны ли ограничения?

Конечно же, мама может закрыть глаза на порчу книг, предоставив ребенку полную свободу действий. Но правильно ли это? Я помню себя с самых ранних лет, и мама учила относиться к книгам бережно. Неужели современные методики воспитания лишены этого пункта? Не думаю. По моему мнению, детское творчество должно иметь ряд ограничений, которые пойдут ему на пользу. Во-первых, маленький ребенок быстро утратит интерес к книге, если изучать ее он будет наедине. Если мама присоединится к увлекательной игре, то и книга останется невредимой, и малышу будет интереснее. Если даже в вашем присутствии чадо предпринимает попытки порвать книгу, необходимо спокойно объяснять ему, что нельзя рвать книгу, в которой так много интересного.

Признаюсь, не всегда объяснения ребенка удовлетворяли, поэтому приходилось особо ценные для меня книги заменять листами обычной бумаги, журналами или раскрасками. Несколько раз мы с ним с азартом разрывали на мелкие части столовые салфетки. Малыш получал от процесса неимоверное удовольствие. Примерно в трехлетнем возрасте я уже со спокойной душой предоставляла сыну любую книгу, потому что он твердо усвоил, что можно рвать, а что следует поберечь. Что особенно меня порадовало, так это то, что вел себя так он не из-за страха быть наказанным, а потому что понимал, что рвать книги нельзя.

К пятилетнему возрасту ребенок уже научился ухаживать за своими книжками. Если он обнаруживал надорвавшуюся страничку или растрепанный переплет, мы брали клей и «лечили» книгу. Сегодня мой сын – первоклассник, и я твердо уверена, что в конце учебного года его учебники непременно окажутся на классной выставке, которую устраивает его первая учительница.

Наверное, вы не раз сталкивались с тем, что дети, несмотря на все уговоры, предупреждения и запреты, упорно продолжают заниматься вредительством книг. Очевидно, что это не проявление вредности, а скрытая психологическая проблема. Вполне возможно, что таким способом ребенок выражает свое несогласие с родителями, демонстрирует протест. В этом случае необходимо думать не о сохранности книг, а искать настоящую проблему, которая мучает ребенка.



9:32 16.09.2014ИринаКа
+1
+3
-1
  35
Комментарии

Малыши вообще когда начинают познавать мир, почему то всё на прочность проверяют. У меня вот тоже имеются порванные книги в арсенале, которые были заменены на пластиковые и из прочного, толстого картона.

Нам даже эти толстые и прочные не помогают - все равно умудряемся что-то да оторвать у них )) И музыкальные ломаем, и толстые, и резиновые, а о тонких бумажных я и вообще не говорю )

Моему 1,5. книги уничтожаются регулярно. Мы большие книголюбы, потому я уже смирилась. Конечно, с тонкими листами книги не читаем, только толстый картон, пластик. Но и им достается. Ну и ничего. ребенок сейчас познает мир. Зато читать меня просит постоянно и картинки с удовольствием рассматриваем. Периодически иду покупаю новые книжки, иногда точно такие же как были, но уже порвались. Подрастет, станет лучше понимать что к чему.

У меня дома мини-компьютерный клуб (особенности работы), поэтому часто распечатывала на картоне всякие картинки на картоне и обклеивала их скотчем, на пару недель хватало) А парочка книг в таком плачевном состоянии, но это еще мои детские книги, которые я у бабушке на чердаке нашла. Берегу их, только в моем присутствии читаем. за сына-шестилетку спокойна, а четырехлетняя дочь-ураган еще может нашкодить.

А меня как-то эта напасть обошла стороной. Я возвела дома "культ книги". Обожаю свои книжные шкафы и дочь мне подражает. Тоже собирает свой. Было декретное время, абсолютно безденежное, но помню мы всегда раз в месяц после получения денежек ходили в магазин и дочка из всего разнообразия выбирала...новую книгу. Сейчас продолжаем традицию - каждый месяц по новой книге. Так что никакого "уничтожения" книг у нас не было) Да и на стенах мы почему-то никогда не рисовали.
Доктор, что с нами не так???))) Шучу)