ИринаКа
2564 (1244)

5 проблем детского меню и способы их решения

Казалось бы, что может быть проще: если малыш находится на грудном вскармливании, то единственным пунктом его меню является мамино молочко, для искусственников – это адаптированная детская смесь. Но иногда мамы совершают ошибки. О них я и хотела бы поговорить.

Грудное молоко – главная ценность

Не секрет, что популяризация эмансипации, которая в очередной раз волной прошлась по планете в начале XX века, привела к тому, что женщины массово стали отказывать своим детям в праве питаться грудным молоком. Долгое время считалось, что естественное вскармливание негативно отражается на фигуре женщины, способствует утрате формы груди, развитию целлюлита. И молодые мамочки часто прибегали к замене грудного молока различными детскими смесями, коровьим или козьим молоком. В итоге современные педиатры и неонатологи вынуждены уговаривать женщин не отказываться от грудного вскармливания, убеждая их в ценности и незаменимости этого «продукта». Ни одна смесь не способна стать полноценным заменителем молочка, состав которого уникален.

Конечно же, это относится только к тем женщинам, которые кормить могут, но не хотят. А что делать тем, кто по разным причинам лишен этой возможности? Если собственное молоко отсутствует или его состав неприемлем для малютки, его необходимо заменить детским питанием. Но и тут возникают проблемы – не всякое питание подходит. Оптимальный вариант – кормление крохи адаптированной молочной смесью. К сожалению, «удовольствие» это недешевое. Современные смеси, которые в настоящее время считаются самыми лучшими («Нан», «Нутрилон», «Хипп», «Хумана» и др.), для кормления ребенка подходят идеально. Коровье молоко (в том числе и в разбавленном водой виде) может стать причиной аллергии и проблем с ЖКТ. Козье, по мнению педиатров, более полезно, но смесь, в любом случае, лучше.

Вода - давать или не давать?

Давно доказано, что в грудном молоке, которое малыш получает в любое время по требованию, содержится все, что ему необходимо для полноценного роста. И вода – не исключение. Предлагать крохе воду до шестимесячного возраста не рекомендуется. Но это правило распространяется только на тех малышей, которые пребывают на естественном вскармливании. Искусственникам вода нужна! О том, что она не должна быть водопроводной или колодезной упоминать не буду, тут все предельно ясно. Кипятить? Ни в коем случае! Кипяченая вода считается мертвой. Оптимальный вариант – специальная детская вода, которую можно приобрести в любом супермаркете или аптеке.

Введение прикорма

Этот вопрос настолько актуален и многогранен, что я не берусь описывать процесс введения первой «взрослой» еды. Акцентирую внимание только на том, что методики всего две. Если вы решили приучать ребенка к твердой пище педагогическим методом, помните о микродозах. Если обобщить, то даем все, что едим сами, но в очень маленьких количествах. Наша задача состоит не в утолении голода, а том, чтобы познакомить ребенка с новым вкусом, запахом, консистенцией. Решили вводить прикорм по педиатрическому методу? Тогда запаситесь терпением и будьте готовы минимум три раза в день готовить крохе миниатюрную порцию кашки, супчика, пюре или творожка. В этом случае ваша задача – накормить малютку. Конечно же, если он отказывается от еды или не утолил голод, надо докормить грудью.

Сформировать рацион подрастающего ребенка – задача сложная, ответственная. Заложение родителями пищевых привычек оказывает влияние на здоровье детей. Конечно же, каждый малыш – это уникальная личность, но существуют принципы, которых следует придерживаться всем родителям, чтобы избежать распространенных ошибок детского меню.

Правило первое - «детская» и «взрослая» пища

Мы, мамы, частенько прибегаем к крайностям. То хотим сделать меню чада максимально витаминизированным и обогащенным вкусами, поэтому добавляем в блюда всякие травки-специи, то пытаемся перевести ребенка на полностью здоровую, но не всегда вкусную пищу. Но как бы мы не старались приучить ребенка к варено-парено-тушеной еде, он все равно будет хотеть то, что едят взрослые. Варианта два: либо вы едите пропаренные овощи с отварным мясом без соли и перца, либо в разумных пределах позволяете ребенку есть то, что обычно едите сами. Психологическая составляющая для ребенка важнее слов. Он стремится подражать взрослым во всем.

Правило второе - давление и перегиб

Мы должны понимать, что даже «здоровая» еда, вкус которой ребенку не по душе, никакой реальной пользы для организма не принесет. Еда по принуждению нормально не усваивается! Кроме того, из списка полезных в общем понимании продуктов необходимо исключить те, которые у детей вызывают поносы, рвоту, вздутия. Речь идет о свекле, фасоли, редисе, репе. Всегда учитывайте не только полезные свойства продуктов, но и реакцию на них детского организма. Характеристики продуктов, чувство меры и принятие во внимание пожеланий ребенка – это оптимальное сочетание принципов, которыми следует руководствоваться при составлении рациона. Еду мы предлагаем попробовать, а не заставляем съесть.

Правило третье - режим питания

В этом вопросе специалисты во мнениях расходятся. Кто-то настаивает на трехразовом, кто-то отдает предпочтение дробному (мелкими порциями с перекусами до 5-6 раз в день), а я убеждена, что есть надо тогда, когда хочется. И этим правилом научила пользоваться и своих детей. Моя задача – приготовить и предложить, дети могут откликнуться или отказаться. Это их право, ведь они не роботы. Но это не означает, что процесс кормления должен быть спущен на самотек. Позавтракать – это святое, а в течение дня, если вижу, что долго не просят кушать, то иду на хитрости. Подолгу гуляем, активно двигаемся, готовлю что-то необычное или из обычного блюда делаю интересное (котлеты в форме сердечек, например, или картофельное пюре в виде вулкана, из «кратера» которого вырывается овощной салатик).

Правило четвертое - пустая тарелка

Заставлять ребенка съедать все, что есть на тарелке, считаю нонсенсом. Если ребенок уже утолил голод, зачем «переполнять бак»? Абсурд! Но моя бабушка до сих пор поступает с моими детьми, как и со мной в свое время. Объясняет это дикостью: оставленные «крошки» - это потерянное здоровье.

Правило пятое - «вредную» еду надо заслужить?

Как-то странно получается: мы не разрешаем детям даже смотреть в сторону «Кока-колы» и гамбургеров, но за хорошее поведение (оценку, поступок и тд.) соглашаемся купить что-то вкусное, но вредное. Получается, что полезная пища – это мучение, данность, а вредную надо заслужить. Ребенок должен быть достоин вредной пищи? Эта неверная пищевая привычка приводит к искажению понимания «зла» и «добра». Кроме того, это отличный способ манипулировать родителями. Вы к этому стремились?

И напоследок, о главном. Сколько бы вы ни рассказывали детям о пользе или вреде тех или иных продуктов, они будут не слушать вас, а перенимать вашу модель поведения, ваши пищевые привычки. Именно поэтому правило «начни с себя» я считаю в этом вопросе первостепенным.



12:08 01.10.2014ИринаКа
+1
+4
-1
  42
Комментарии

Очень интересно написано, особенно мне понравилось про сравнение, что вредную пищу мы даём как поощрение, то есть нормальная как каторга. Нужно менять стереотипы!

Согласна с каждым пунктом! И даже немного успокоилась поняв, что не одна вот так смотрю на некоторые вещи в питании. Например, у нас не особо выработан режим. Бабушки постоянно корят нас за это. А я им пытаюсь объяснить, что если мы с сыном на улице в догонялки играли, то он есть захочет быстрее, чем если мы дома читаем книги, например. Я и сама иной раз готова слона съесть, а бывает мне и листика салата хватит. Так и ребенок ведь не робот. И очень мне нравятся всякие идеи делать блюда интересными и красивыми. Оно и взрослому человеку приятнее есть красивую еду из красивой посуды, а малышу и подавно.