ИринаКа
2564 (1244)

10 легких способов развития воображения у дошкольника

У дошкольников воображение имеет неустойчивый характер. Заметить это очень легко. Ребенок, который изъявил желание нарисовать домик, в итоге изображает самолет, а еще несколько штрихов – и самолет превращается в дерево. Малыши дошкольного возраста с легкостью мысленно превращают одни предметы в другие, наделяя их при этом иногда совсем противоположными качествами. Оперируя предметами и быстро превращая одни объекты в другие, ребенок не замечает, с какой скоростью воображение «бросает» его в разные стороны. Каждая новая линия, смена положений предметов и даже перемена освещения невольно заставляют ребенка подключать воображение, вызванное спонтанными ассоциациями. И все эти процессы происходят во время игр, которые являются определяющей деятельностью детей в возрасте от трех до шести лет. Играя, малыш развивается, проявляет себя с разных сторон, фантазирует. Умение воображать и фантазировать развито в большей степени у тех деток, которые имеют более широкие представления об окружающем их мире. Предоставлять малышу возможность накапливать опыт и познания – это прерогатива родителей. Проще говоря, мы даем ребенку возможность, а ответным результатом от ребенка является его всестороннее развитие.

Хочу сделать небольшое отступление. Одним из первых домашних заданий у моего сына-четырехлетки в центре дошкольной подготовки было разукрашивание листочков в цвета, которые считаются осенними. Сначала я спросила у него, какие именно цвета можно назвать осенними. Он сразу же перечислил стандартный набор из желтого, красного, оранжевого и коричневого. Со спокойной душой я занялась какими-то домашними делами, а когда зашла в детскую, то увидела, что четыре листочка «осенние», а пятый – фиолетовый. Спросив у сына, видел ли он фиолетовые листья, я услышала отрицательный ответ. Тогда зачем надо было зарисовывать этим цветом листочек? Оказалось, что ребенок четко осознает несоответствие, но ему кажется, что так красивее. Если бы на деревьях осенью росли фиолетовые листья, то гулять ему, видите ли, было бы интереснее. Учительница эти порывы поощряла, а мне рассказала много интересного о психологии детей дошкольного возраста.

В четырехлетнем возрасте дети осваивают еще один навык, который нельзя назвать положительным. Они начинают врать. Очень важно различать фантазии ребенка от откровенной лжи. Если малыш создает воображаемую ситуацию, развивая ее и демонстрируя определенные свойства предметов, то такие игры необходимо поощрять. Часто малыш настолько глубоко погружается в выдуманный мир, что фантазия переплетается с реальностью. Ни в коем случае нельзя его за это ругать, но помочь разобраться, где проходит граница между вымышленным и действительным, надо. Достаточно комментировать его рассказы фразами «Как здорово ты это придумал!», «Ты сам это сочинил?» и т.д..

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

Хочу рассказать вам о некоторых играх, которые помогают ребенку развивать воображение, фантазировать, мыслить, анализировать. Играть в них можно где угодно. Достаточно одного вашего желания и нескольких свободных минут. Итак, начнем.

1. Придумай историю. В карманах или в сумочке у мамы всегда найдутся предметы, которые станут базой для игры. Начните рассказывать ребенку интересную историю, в которой главными героями будут предметы. Платок легко можно превратить в озеро, шариковую ручку - в волшебную палочку, а ключи от квартиры - в корабль. Пусть малыш продолжит ваш рассказ, придумывая различные ситуации и пути их решения. Кстати, такие игры помогают скоротать время в очереди в поликлинике или в продолжительной поездке.

2. Придуманная жизнь. Во время прогулок на улице обратите внимание на колоритного незнакомца (дедуля с длинной бородой или девушка с окрашенными в розовый цвет волосами). Попросите малыша, чтобы он рассказал, кем может быть этот человек. Где он живет? Есть ли у него ребенок? Куда он идет и зачем? Пусть кроха сам придумывает историю жизни незнакомца. К слову, придумывать «жизнь» можно не только человеку, ведь собака куда-то бежит, а птица куда-то летит… Если захотите поиграть в эту игру дома, достаточно выглянуть в окно или найти в любом журнале подходящее фото.

3. Несуществующее животное или предмет. Расскажите ребенку о рыбе-пиле или рыбе-игле. Заинтересовался? Тогда пусть придумает свою «рыбу». Как будет выглядеть рыба-сковорода или рыба-магнит? Что они будут делать? Поверьте, фантазии ребенка увлекут не только его самого, но и вас.

4. Кто больше? Эта игра подойдет для детей четырех-пяти лет, которые уже понимают, что такое соревновательный момент. Для игры понадобится несколько одинаковых мелких предметов (монетки, спички, счетные палочки и т.д.). Итак, придумываем ситуацию. Например, планируем поездку на море и собираем чемодан. Мама называет первый предмет, который надо положить в чемодан и берет себе одну палочку, затем ребенок называет следующий предмет, который, по его мнению, понадобится в отпуске, и тоже берет себе одну палочку. Играем до тех пор, пока фантазия не иссякнет. У кого больше палочек, тот и победил. Будьте готовы к тому, что воображаемый чемодан достигнет невероятных размеров, а его содержимое будет похоже на ассортимент товаров в супермаркете.

5. Клякса. В эту игру необходимо играть дома. Понадобится альбом, карандаши или краски. Нарисуйте на листке кляксу, а ребенку предложите превратить ее во что-то существующее, дорисовав недостающие части. Игра достаточно сложная, так что не настаивайте, если ребенок не хочет рисовать, а лучше помогите ему, дорисовывая картинку самостоятельно. Можно сделать и по-другому. Нарисуйте картинку точками, чтобы получился легко узнаваемый контур предмета, а малыш пусть поочередно соединяет точки.

6. Рисуем музыку. Именно так! Ведь и у нас, взрослых, возникают ассоциации при прослушивании музыкальных произведений. Попросите ребенка нарисовать то, что он слышит, передать настроение или мысли человека, который написал это произведение.

7. А что было бы, если…? У вашего малыша наверняка есть любимые сказки. Почему бы не переписать их? Представим, что Красная Шапочка угостила волка пирожками, которые несла бабушке, чем расположила бы коварного хищника к себе? Позвольте ребенку рассказать старую сказку на новый лад. Пусть добрый персонаж станет злым, а злой – добрым. Но (из собственного опыта) не советую играть в эту игру перед сном, потому что процесс укладывания может затянуться.

8. Кукольный театр. Если вы еще не обзавелись детским набором для кукольного театра, не проблема. Обычный носок легко превратить в забавного персонажа, приклеив глазки-кружочки из фетра и прорезав отверстие для рта. Надеваете носок на руку, и можно фантазировать, придумывая для импровизированных кукол интересные ситуации.

9. Винегрет из слов. Предложите ребенку придумать историю из предложенного вами набора слов. Чем старше малыш, тем больше слов можно ему предлагать. Только представьте себе остросюжетный экшн, в котором участвуют Белоснежка, Человек-паук, вертолет, собака и Баба-яга!

10. Если б я был…Предложите ребенку выбрать профессию и рассказать, что он будет делать, будучи капитаном, летчиком, строителем, космонавтом, врачом. Слушая рассказ малыша, попутно объясняйте ему «тонкости» профессий и всего, что с ними связано. И интересно, и полезно для расширения кругозора.

На самом деле развивать воображение крохи можно в любое время и в любом месте. Для этого достаточно не только слушать, но и слышать собственное чадо.



15:37 03.09.2014ИринаКа
+1
+2
-1
  15
Комментарии

Ой, статья окунула меня в воспоминания почти 7-ми летней давности. Мы тоже так с дочкой играли. Кукольный театр каждый день, до сих пор все куклы с рукавом остались! Так же фантазировали и истории придумывали, и несуществующих животных. И в "Винегрет" играли и в "Кто больше..." Это заложило мощную базу. Вроде игра игрой, а сейчас я уже в полной мере замечаю результаты. В мае дочь выиграла конкурс с журнале на лучшую сказку (она их сама сочиняет и записывает), на школьном конкурсе рисунка второе место по области тоже заняла. Грамотами уже вся стена увешана.
Я об этом кричу на каждом углу - хоть в игровой форме, но ОБЯЗАТЕЛЬНО надо заниматься ребенком! Она мне сейчас так благодарна, что у неё все получается и все легко дается.

Да, основной месседж один - с ребенком нужно заниматься!
Я, когда маленькая была, росла на сказках и мое воображение развивали следующим образом - читая сказку, мама всегда просила меня в деталях описывать места, пейзажи, людей - то, как я их представляю.
И рисовала много - практически все, сейчас с племянником рисуем.)))

Я до сих пор так книги читаю - как кино смотрю)))Но из-за этого часто разочарования бывают. Вот, сейчас жду выхода "50 оттенков серого", но уже после просмотра трейлера слегка разочаровалась. Не такими я себе главных героев представляла....

Согласна, сам по себе ребенок не разовьется. Как-то услышала такое мнение, что "если есть талант, то он себя проявит". Не смогла объяснить, что, если не создать среду для проявления этого самого таланта, но как он может проявиться? Одна моя подруга в этом году в срочном порядке записала дочь в музыкальную школу, так как вдруг оказалось, что у нее действительно талант - отличный слух и хороший голос. Если бы подруга не отвела дочку просто в вокальный кружок, то они бы никогда не узнали, что у девочки такие способности. Ни моя подруга, ни ее муж не имеют ни слуха, ни голоса и уверены были, что у детей тоже не может быть вокальных данных. В кружок попали просто, чтоб попробовать, практически случайно. Это я просто к тому, что нужно давать возможност раскрыться и развивать.

Не зря говорят, что в каждом из нас есть талант, который с каждым годом спит все крепче, если его не "разбудить".